II. Участники отношений государственного экологического контроля
8. Участниками отношений государственного экологического контроля являются должностные лица контрольного органа, уполномоченные на осуществление государственного экологического контроля (далее - инспекторы), контролируемые лица и иные участники государственного экологического контроля (свидетели, эксперты, экспертные организации, специалисты).
а) руководитель контрольного органа, являющийся главным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на объектах, подведомственных ФСБ России);
б) заместитель руководителя контрольного органа, являющийся заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на объектах, подведомственных ФСБ России);
в) должностные лица контрольного органа, которые в соответствии с должностными регламентами, должностными инструкциями уполномочены на осуществление государственного экологического контроля, являющиеся государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на объектах, подведомственных ФСБ России).
10. Лицо, претендующее на замещение должности руководителя контрольного органа (его заместителя), должно соответствовать следующим квалификационным требованиям:
а) наличие высшего образования, соответствующего направлению деятельности, либо высшего образования и профессиональной переподготовки по программе, соответствующей направлению деятельности;
б) стаж государственной службы (работы), связанной с осуществлением контрольных (надзорных) функций в области охраны окружающей среды (за исключением производственного экологического контроля), не менее 5 и 3 лет для руководителя контрольного органа и его заместителя соответственно;
в) наличие классной квалификации не ниже "специалист 2 класса" (для военнослужащих);
г) наличие профессиональных знаний и навыков, требования к которым установлены нормативными правовыми актами ФСБ России и которые необходимы для исполнения должностных обязанностей <1> (для военнослужащих).
--------------------------------
<1> Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов федеральной службы безопасности, утвержденные приказом ФСБ России от 5 апреля 2010 г. N 159 (зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16992), с изменениями, внесенными приказом ФСБ России от 30 августа 2012 г. N 439 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2012 г., регистрационный N 25534) (далее - Квалификационные требования).
11. Лицо, претендующее на замещение иной должности в контрольном органе, исполнение должностных обязанностей по которой связано с осуществлением государственного экологического контроля, должно соответствовать следующим квалификационным требованиям:
а) наличие высшего образования, соответствующего направлению деятельности, либо высшего образования и профессиональной переподготовки по программе, соответствующей направлению деятельности;
б) наличие профессиональных знаний и навыков, требования к которым установлены нормативными правовыми актами ФСБ России и которые необходимы для исполнения должностных обязанностей <2> (для военнослужащих).
--------------------------------
<2> Квалификационные требования.
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольного органа;
в) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
г) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного экологического контроля;
д) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
е) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
ж) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;
з) соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий.
13. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов федеральной службы безопасности и решения контрольного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) производственные объекты;
б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей, военнослужащих и (или) работников контролируемых лиц, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос военнослужащих и (или) работников контролируемого лица, в том числе должностных лиц, ограничения доступа к производственным объектам, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
ж) совершать иные действия, предусмотренные настоящим Порядком.
а) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного органа;
б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица (его представителя), за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица (его представителя) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
г) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
д) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного экологического контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
е) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
ж) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
з) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
15. Государственный экологический контроль осуществляется в отношении:
подразделений ФСБ России, органов федеральной службы безопасности, юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, деятельность, действия (бездействие) или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному экологическому контролю;
других государственных органов, органов местного самоуправления, граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному экологическому контролю.
16. Взаимодействие контролируемого лица с контрольным органом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через законного или уполномоченного представителя. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом контролируемого лица или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. В качестве свидетеля может выступать лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
18. Участие лица в качестве свидетеля является добровольным.
19. В качестве свидетелей не могут привлекаться судья, прокурор, следователь, дознаватель, должностное лицо налогового органа, инспектор в отношении сведений, которые стали им известны в связи с исполнением служебных обязанностей.
20. За предоставление заведомо ложных сведений свидетель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.
21. В качестве эксперта может привлекаться не имеющий личной заинтересованности в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованный <1> Росприроднадзором и (или) его территориальными органами <2> в целях привлечения к осуществлению экспертизы, проводимой при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).
--------------------------------
<1> Пункт 2 Правил аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2328 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 180).
<2> Пункт 4 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1096 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5526).
22. В качестве экспертных организаций могут привлекаться подведомственные Росприроднадзору центры лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам либо иные не заинтересованные в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
23. Работники экспертной организации, которые будут выступать в качестве экспертов, определяются экспертной организацией.
24. При осуществлении экспертизы эксперт, экспертная организация:
а) осуществляют подготовку заключения на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;
б) не должны разглашать сведения, полученные в результате осуществления экспертизы, и передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
в) должны соблюдать установленные сроки осуществления экспертизы;
г) могут знакомиться с документами и материалами, относящимися к осуществлению экспертизы;
д) могут отказаться после получения документов и материалов, в том числе проб и (или) образцов продукции (товаров), от осуществления экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне их компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в их компетенцию;
е) могут запросить в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения документов и материалов для осуществления экспертизы дополнительные материалы и документы, в том числе пробы и (или) образцы продукции (товаров), необходимые для осуществления экспертизы;
ж) могут уточнять поставленные перед ними вопросы в соответствии со своими специальными и (или) научными знаниями и компетенцией;
з) могут включать в заключение выводы об обстоятельствах, которые имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и в отношении которых не были поставлены вопросы.
25. За дачу заведомо ложного заключения эксперт, экспертная организация несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем они должны быть предупреждены.
26. В ходе осуществления государственного экологического контроля контрольный орган может привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольному органу, в том числе при применении технических средств. Для расчета размера вреда (ущерба), причиненного охраняемым законом ценностям, в качестве специалистов могут привлекаться работники подведомственных Росприроднадзору центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам.
27. При осуществлении отдельных контрольных (надзорных) действий специалист:
а) участвует в совершении действий, требующих специальных знаний и навыков, либо совершает такие действия, дает пояснения в отношении совершаемых им действий;
б) удостоверяет своей подписью факт совершения действий, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а при необходимости удостоверяет содержание и результаты этих действий, оформляя заключение;
в) не должен разглашать сведения, полученные в рамках его участия в совершении контрольных (надзорных) действий, и передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) может знакомиться с материалами, связанными с совершением действий, в которых он принимает участие;
д) может знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания в отношении совершаемых им действий, подлежащие занесению в указанные документы.
28. За дачу заведомо ложных пояснений и (или) совершение неправомерных действий специалист несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей