3.1. Основные мероприятия в области защиты архивов от чрезвычайных ситуаций

3.1. Основные мероприятия в области защиты архивов

от чрезвычайных ситуаций

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите архивов от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности работников, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите архивов от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности работников, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Основными задачами архивов в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

оповещение работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также информирование при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в случае попадания в зону возможных опасностей - эвакуация (рассредоточение) работников и членов их семей, архивных документов и материальных ценностей в безопасные районы;

обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

обеспечение постоянной готовности сил и средств архива для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Директор архива обязан:

а) в режиме повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации:

- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников, документов Архивного фонда Российской Федерации, других архивных документов от ЧС;

- планировать и проводить мероприятия по предупреждению ЧС, повышению устойчивости функционирования архива и обеспечению жизнедеятельности работников в условиях ЧС;

- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников архива способам защиты и действиям при ЧС;

- создавать и поддерживать в постоянной готовности системы оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- финансировать мероприятия по защите работников архива от ЧС;

- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- обеспечивать обучение и подготовку работников и должностных лиц архивов по программам дополнительного профессионального образования по ГО и ЧС;

б) в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации:

- ввести режим повышенной готовности;

- усилить дежурную службу;

- направить в орган МЧС России донесение по форме 1/ЧС - об угрозе ЧС;

- выдать средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз, самоспасатель), комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты (КИМГЗ), индивидуальный перевязочный пакет (ИПП);

- принять решение о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников архива и иных граждан, находящихся на его территории;

- предоставить в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также информировать работников организаций об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) в режиме чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации:

- оповестить работников архива о ЧС;

- немедленно (по телефону или лично) сообщить об этом руководству Росархива и ввести режим ЧС;

- направить в орган МЧС России донесение по форме 2/ЧС - о факте ЧС;

- руководить работами по ликвидации чрезвычайной ситуации;

- обеспечить аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР) на объектах и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также взаимодействие с аварийно-спасательными службами и нештатными аварийно-спасательными формированиями.

Как известно, соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В городе Москве - создана Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МГСЧС). В каждом архиве действует объектовое звено МГСЧС.

Объектовое звено включает:

- комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (далее - КЧС и ПБ) - координационный орган МГСЧС в архиве;

- уполномоченного на решение задач в области ЧС - постоянно действующий орган управления в архиве;

- резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- систему связи и оповещения органов управления МГСЧС;

- силы и средства архива для ликвидации ЧС.

Основными задачами комиссии (КЧС и ПБ) являются:

а) организация разработки, планирования и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) обеспечение готовности органа управления, систем связи и оповещения, сил и средств объекта к действиям при ЧС;

в) руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;

г) организация подготовки персонала объекта к действиям при ЧС;

д) руководство эвакуацией работников объекта из зоны ЧС;

е) руководство проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;

ж) организация проведения ремонтно-восстановительных работ на объекте после ликвидации ЧС.

КЧС и ПБ заменили пожарно-технические комиссии, действовавшие ранее (до 2015 г.).

Органами повседневного управления МГСЧС на объектовом уровне (в федеральных государственных архивах) являются дежурные (диспетчеры), выполняющие обязанности дежурно-диспетчерской службы, обеспечивающие деятельность в области защиты от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения о ЧС.

Органы управления и силы объектового звена МГСЧС функционируют в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

а) Режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации. В этом режиме работа осуществляется в соответствии с планом действий организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, годовым планом основных мероприятий организации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и годовым планом работы КЧС и ПБ.

б) Режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Сигнал оповещения при угрозе поступает из территориальных органов МЧС России, органов местного самоуправления или из Росархива по городским телефонам. Внутри объекта сигнал оповещения доводится по системе оповещения, городским телефонам. Оповещение осуществляют дежурная служба, звено оповещения и связи по распоряжению директора или председателя КЧС и ПБ. Время оповещения сотрудников, находящихся в здании, составляет, как правило, 15 минут в рабочее время. Осуществляются следующие мероприятия:

- приведение в готовность сил и средств для ликвидации ЧС;

- подготовка к работе звена оповещения и связи;

- КЧС и ПБ оперативно выявляет причины угрозы ЧС, осложнения обстановки, вырабатывает предложения по ее нормализации, прогнозирует возможность возникновения ЧС и их масштабы;

- подготовка пункта выдачи средств индивидуальной защиты к выдаче сотрудникам средств индивидуальной защиты органов дыхания, КИМГЗ;

- уточнение расчетов и согласование мероприятий по жизнеобеспечению пострадавших (эвакуируемых) сотрудников; уточнение списка эвакуируемых сотрудников и членов их семей;

- уточнение Плана эвакуации (рассредоточения) работников, связь с безопасными районами;

- проведение профилактических противопожарных мероприятий; проведение герметизации служебных помещений, проверка первичных средств пожаротушения.

в) Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации. Осуществляются следующие мероприятия:

- оповещение работников всеми доступными средствами (внутренняя система оповещения, городские телефоны, посыльные). Оповещение осуществляет дежурная служба, звено оповещения и связи. Время оповещения и сбора руководства архива составляет в рабочее время - 15 минут, в нерабочее время - 3 часа (в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС);

- управление силами принимает на себя директор архива; пункт управления развертывается в кабинете директора, туда же прибывает КЧС и ПБ; оценивается обстановка, принимаются решения по первоочередным мероприятиям в сложившейся обстановке, устанавливается постоянная и непрерывная связь с территориальным органом МЧС России, органом местного самоуправления;

- принимается решение об обращении к вышестоящим органам управления МГСЧС - МЧС России для привлечения сил и средств района, города;

- укрытие работников в защитных сооружениях (при необходимости);

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

- в случае возможного химического, биологического заражения, радиоактивного (загрязнения), катастрофического затопления, сильного разрушения проводится эвакуация работников согласно Плана эвакуации (рассредоточения);

- проводятся противопожарные мероприятия; выставляются дополнительные посты наблюдения за противопожарным состоянием объекта; проводится периодический обход всех помещений;

- оказывается первая помощь пострадавшим работникам; пострадавшие доставляются в медицинские учреждения.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами архива, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

К силам и средствам архива при ликвидации ЧС относятся (при наличии):

- нештатные формирования по гражданской обороне (НФГО);

- пункт выдачи СИЗ;

- добровольные пожарные формирования (дружины);

- средства индивидуальной защиты органов дыхания;

- средства связи, первичные средства пожаротушения, в т.ч. огнетушители;

- средства финансового резерва, выделяемые на проведение мероприятий по ликвидации ЧС.

Все аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР) осуществляют специальные аварийно-спасательные службы, формирования МЧС России.

Наиболее вероятными чрезвычайными ситуациями для архивов являются: пожары, затопления, аварии инженерных систем, разрушения зданий, несанкционированные проникновения в архив лиц, представляющих угрозу сохранности документов.