Введение

История знает немало случаев, когда в результате стихийных бедствий, войн, других катастроф народы лишались своей документальной памяти и потери эти были невосполнимы. Такие примеры были в девяностые годы XX века в ходе боевых действий в республиках бывшей Югославии, а также в недавний период, в ходе гражданской войны в Сирии. Ежегодно вследствие чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера уничтожаются бесценные архивные документы, музейные предметы, книги. Обеспечение сохранности документов при чрезвычайных ситуациях является одной из важнейших задач в деятельности архивных учреждений.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1> чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (последняя редакция). Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 20.09.2021).

Наиболее характерными чрезвычайными ситуациями для архивов являются: пожары, затопления, аварии инженерных систем, разрушения зданий, несанкционированные проникновения в архив лиц, представляющих угрозу сохранности документов.

Неслучайно в резолюции XV Международного конгресса архивов (Вена, 2009 г.) отмечалась озабоченность серьезными последствиями катастроф с архивными документами, вызванных действиями человека и природными явлениями. Рекомендовалось национальным правительствам принять все необходимые меры по предотвращению разграбления и уничтожения документов и архивов, а специалистам в области работы с культурным наследием - включать в свои программы меры по реагированию на чрезвычайные ситуации и ликвидации их последствий.

Современные политические и финансово-экономические проблемы крайне остро отразились на архивных учреждениях, и в настоящее время мы можем констатировать, что ни одно из перечисленных обстоятельств, характеризующих чрезвычайные ситуации, не обошло стороной и Россию. Архивы, как в Москве, так и в субъектах Российской Федерации, периодически страдают от пожаров, затоплений, аварий систем жизнеобеспечения.

В девяностые годы XX века были и такие чрезвычайные ситуации, как отключение тепла, света, снятие вневедомственной охраны с архивных объектов, война на Кавказе и т.п.

Специалисты по сохранению историко-культурного наследия различных стран все чаще обращаются к различным аспектам деятельности архивных учреждений при чрезвычайных ситуациях. В частности, по заказу ЮНЕСКО в рамках долгосрочной Программы управления документами и архивами подготовлено специальное пособие "Планирование мероприятий по обеспечению готовности к бедствиям и природным катастрофам и ликвидации их последствий в библиотеках и архивах" <2>.

--------------------------------

<2> Бьюкенен С.А. Планирование мероприятий по обеспечению готовности к бедствиям и природным катастрофам и ликвидации их последствий в музеях, библиотеках и архивах/Иссл. RAMP. М., 1997.

В нашей стране меры по обеспечению сохранности архивных документов при чрезвычайных ситуациях разрабатываются, в частности, в Федеральном архивном агентстве (далее - Росархив), ряде других учреждений.

Обеспечение сохранности и безопасности Архивного фонда Российской Федерации, являющегося неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации <3> - одна из стратегических задач национальной безопасности страны. Невосполнимость утраченных объектов историко-культурного наследия в результате стихийных бедствий, техногенных аварий, военных конфликтов и терроризма, а также постоянного усиления воздействия антропогенных факторов - угроза, стоящая перед международным сообществом. При любых чрезвычайных ситуациях необходимо, чтобы ущерб культурному наследию был сведен к минимуму.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (последняя редакция). Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1406/ (дата обращения: 19.11.2021 г.).

В современных условиях при достаточно ограниченном финансировании архивов на первое место выходит планирование действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций по обеспечению сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации, в первую очередь, особо ценных, в т.ч. уникальных. Это актуально для России, в отношении которой, согласно данным Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, в первой четверти XXI века ожидается обострение обстановки в сфере техногенной опасности, рост опасностей, связанных с хозяйственной деятельностью человека и неблагоприятными изменениями климата и др. <4> Нужны дополнительные бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности федеральных государственных архивов. По оценке Росархива, для укрепления пожарной безопасности и антитеррористической защищенности федеральных архивных объектов в настоящее время требуется более 1 млрд. руб.

--------------------------------

<4> Долгин Н.Н. Природные и техногенные опасности в XXI веке и проблемные вопросы защиты населения. Научно обеспечение основных направлений их решения (Из доклада на заседании Научного Совета ЦСИ ГЗ 24.04.2004 г.)//Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. Т. 3. N 1(4). С. 258 - 268.

Вместе с тем, вопросы обеспечения сохранности архивных документов в условиях чрезвычайных ситуаций сегодня нуждаются в дальнейшем развитии. Указом Президента Российской Федерации от 16.10.2019 N 501 утверждена "Стратегия в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года" <5>. В соответствии с пунктом 1, она является документом стратегического планирования, определяющим цель и основные задачи в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах при реализации государственной политики в указанных сферах.

--------------------------------

<5> Указ Президента Российской Федерации от 16.10.2019 N 501 "О стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года". Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910160046 (дата обращения: 28.09.2021).

В качестве основных задач Стратегия предусматривает:

- развитие государственного управления и стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

- внедрение новых технологий обеспечения безопасности и жизнедеятельности населения;

- развитие системы пожарной безопасности;

- поддержку и стимулирование фундаментальных и прикладных исследований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

При этом на первом этапе (до 2024 г.) реализации Стратегии предусмотрено издание нормативных правовых актов, методических рекомендаций и реализация организационных мер в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

Практика работы федеральных государственных архивов показывает, что данная тема сегодня актуальна, как никогда ранее в силу ряда причин.

Настоящие "Методические рекомендации по обеспечению сохранности архивных документов при чрезвычайных ситуациях" (далее - Рекомендации) содержат сведения об организационных мероприятиях по обеспечению сохранности архивных документов в условиях чрезвычайных ситуаций.

Рекомендации подготовлены Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (далее - ВНИИДАД). Руководитель темы - заместитель заведующего отделом архивоведения В.А. Еремченко, ответственный исполнитель - ведущий научный сотрудник отдела архивоведения, доктор исторических наук М.И. Мельтюхов, исполнитель - старший научный сотрудник отдела архивоведения Н.А. Ткаченко.

ВНИИДАД выражает благодарность за помощь в разработке Рекомендаций отделу обеспечения сохранности и учета Росархива: заместителю начальника управления - начальнику отдела Г.А. Хабибулиной и заместителю начальника отдела А.Е. Гоптарю.