2.3. Координация деятельности по профилактике пожаров в жилом секторе

Координацию деятельности по профилактике пожаров в жилом секторе осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), которое инициирует рассмотрение на Правительственной комиссии вопросов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области профилактики пожаров на объектах жилого сектора, которые определяют основные направления данной работы.

МЧС России представительствует в иных правительственных координационных и совещательных органах, потенциал которых может использоваться для повышения эффективности деятельности по профилактике пожаров на объектах жилого сектора.

МЧС России осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности и информационное взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам осуществления профилактики пожаров в жилом секторе.

В рамках протокола заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 24 июня 2019 г. N 2 ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации осуществляет создание совместных рабочий групп по решению вопросов организации и осуществления профилактики пожаров в жилом секторе, планированию и реализации совместных мероприятий, информационному взаимодействию органов государственного пожарного надзора, органов внутренних дел в рамках предоставленных полномочий.

2.4. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по проведению организационных мероприятий по профилактике пожаров в жилом секторе

Деятельность по профилактике пожаров на объектах жилого сектора органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется при реализации следующих полномочий, предоставленных Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":

поддержки социально ориентированных некоммерческих объединений пожарной охраны, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих объединений пожарной охраны;

осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;

социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;

организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

осуществления государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;

осуществления региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью;

осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществления лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

осуществления полномочий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции:

разрабатывают и принимают меры по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в установленной сфере деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;

обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на уровне субъектов Российской Федерации;

создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;

утверждают и контролируют исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на профилактику правонарушений;

осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" применительно к области обеспечения пожарной безопасности.

Вместе с тем, в соответствии с Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится создание комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере профилактики пожаров на объектах жилого сектора относится:

нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность;

организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;

разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;

осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в профилактике пожаров и борьбе с ними.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют профилактику нарушения обязательных требований пожарной безопасности к объектам жилищного фонда в рамках осуществления государственного регионального жилищного надзора в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют профилактику пожаров на объектах жилого сектора в рамках государственного административно-технического надзора за соблюдением требований к содержанию внутриквартальных и внутридворовых территорий в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат) и натуральной помощи.

В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации являются органами опеки и попечительства, одной из задач которых является защита прав и законных интересов подопечных, в том числе прав на обеспечение личной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации создают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

При реализации задач по организации профилактики и тушению пожаров противопожарная служба субъекта Российской Федерации через учреждение, созданное в рамках соглашения между МЧС России и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляет функции:

- анализирует и прогнозирует состояние пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации, вносит на рассмотрение соответствующим органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также организациям предложения по обеспечению пожарной безопасности;

- разрабатывает и организует реализацию региональных целевых программ в области пожарной безопасности, осуществляет контроль за их реализацией;

- организует и ведет статистическую отчетность по пожарам на территории субъекта Российской Федерации и их последствиям;

- содействует укреплению и развитию добровольных пожарных объединений и формирований с целью обеспечения пожарной безопасности;

- организует и контролирует работу по обучению населения мерам пожарной безопасности, осуществляет совместную работу с органами исполнительной власти всех уровней, общественными организациями, волонтерами по профилактике правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности в жилом секторе;

- осуществляет проведение профилактических мероприятий на объектах жилого сектора с использованием потенциала комиссий по профилактике правонарушений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- оказывает методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по вопросам профилактики правонарушений по предупреждению пожаров в домовладениях и жилых помещениях;

- создает совместные рабочие группы, планирует и реализует совместные мероприятия, осуществляет информационное взаимодействие органов государственного пожарного надзора, органов внутренних дел в рамках предоставленных полномочий <2>.

--------------------------------

<2> Протокол заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 24 июня 2019 года N 2.