В дополнение к данному документу направлено письмо Минпросвещения России от 06.04.2022 N 03-462. Письмом Минпросвещения России N АБ-3389/10, Рособрнадзора N 02-333 от 03.11.2022 сообщено, что при приеме на обучение в образовательные организации детей, прибывших с территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, необходимо руководствоваться данным документом.

Организация обучения детей, прибывающих с территории Украины

Организация обучения детей, прибывающих с территории Украины:

в соответствии с Законом Украины "Об образовании" от 5 сентября 2017 г. N 2145-VIII в стране установлены следующие уровни полного общего среднего образования:

- начальное образование со сроком обучения 4 года;

- базовое среднее образование со сроком обучения 5 лет;

- профильное среднее образование со сроком обучения 3 года.

Вместе с тем, переход на трехлетнее профильное среднее образование в украинских образовательных организациях полностью не осуществлен. Рекомендуется обучающихся 10 - 11 классов уровня профильного среднего образования в случае обучения по трехлетней программе (10 - 12 классы) зачислять в 10 класс.

Отметки, полученные в период обучения на Украине с использованием в образовательной организации двенадцатибалльной системы оценок (в том числе при прохождении государственной аттестации), рекомендуется переводить в пятибалльную систему оценивания следующим образом:

Украина

Российская Федерация

"10", "11", "12"

"5"

"9", "8", "7"

"4"

"6", "5", "4"

"3"

"3", "2", "1"

"2".

В связи с тем, что образовательные стандарты Украины отличаются от федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации, рекомендуется для обучающихся, прибывающих с территории Украины, провести промежуточную аттестацию, на основании которой организовать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. <9>

--------------------------------

<9> Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ.

Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения. <10>

--------------------------------

<10> Пункт 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N 115.

Обучающимся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляются академические права, меры социальной поддержки и стимулирования, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами <11>.

--------------------------------

<11> Статья 34 Федерального закона N 273-ФЗ.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания <12>.

--------------------------------

<12> Статья 35 Федерального закона N 273-ФЗ.

Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

(Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу) <13>.

--------------------------------

<13> Статьи 3 и 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом N 273-ФЗ, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии) <14>.

--------------------------------

<14> Статья 44 Федерального закона N 273-ФЗ.

Не допускается принуждение родителей (законных представителей) обучающихся к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

Родители обучающихся не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение <15>.

--------------------------------

<15> Письмо Минобрнауки России от 9 сентября 2015 г. N ВК-2227/08 "О недопущении незаконных сборов денежных средств".

При приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР, Украины, необходимо:

предусмотреть возможность обеспечения обучающихся необходимыми учебниками и учебными пособиями, исходя из расчета не менее одного учебного издания (включая учебники и учебные пособия), достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в учебный план образовательной программы, в зависимости от уровня образования;

обеспечить при необходимости возможность участия в итоговом собеседовании по русскому языку по программам основного общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (дополнительный срок проведения итогового собеседования по русскому языку - 16 мая 2022 года);

обеспечить возможность участия обучающихся XI (XII) классов в итоговом сочинении (изложении) по образовательным программам среднего общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования (дополнительный срок проведения итогового сочинения - 4 мая 2022 г.: при необходимости органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, могут обратиться с официальным запросом в Рособрнадзор для установления дополнительной даты проведения итогового сочинения ранее 4 мая 2022 года);

обеспечить возможность пройти государственную итоговую аттестацию обучающимся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;

выдать документ об образовании лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию <16>, подтверждающую получение общего образования следующего уровня:

--------------------------------

<16> Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году, определяющие формы и сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, утвержденное от 31 марта 2022 г. N 538.

а) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

б) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании) <17>;

--------------------------------

<17> Часть 6 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.

организовать поддержку обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, выявление и удовлетворение их особых образовательных потребностей в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества и обеспечить интеграцию этих обучающихся в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

организовать оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;

обеспечить оказание психолого-педагогической помощи обучающимся;

обеспечить возможность преподавания русского языка как неродного.

Заявление об участии в ГИА-9 и ГИА-11 может быть подано в государственную экзаменационную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации после установленных сроков (1 февраля и 1 марта) при наличии уважительной причины. При этом причина "переезд из ДНР, ЛНР, Украины" может считаться уважительной.

Регистрация для участия в ГИА-9 и ГИА-11 осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС).

В РИС могут быть внесены сведения из любого документа, удостоверяющего личность участника ГИА-9 и ГИА-11 (паспорт гражданина Российской Федерации; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; свидетельство о предоставлении временного убежища, выдаваемое одному из родителей несовершеннолетнего; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и т.д.).

В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, в РИС могут быть внесены реквизиты документа, которым образовательная организация подтверждает личные данные обучающегося. Допуск участника ГИА непосредственно в пункт проведения экзамена (ППЭ) осуществляется при наличии документа, удостоверяющего его личность, и при наличии его в списке распределения в данный ППЭ. В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного подтверждения его личности сопровождающим от образовательной организации.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по адаптированным общеобразовательным программам.

Для данной категории обучающихся необходимо создать специальные условия для получения образования.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.