II. Правоприменительная практика в ситуациях, не влекущих применения взысканий

II. Правоприменительная практика в ситуациях, не влекущих

применения взысканий

6. Анализ правоприменительной практики органов публичной власти показал, что не влечет применения взысканий, поскольку не образует коррупционного правонарушения:

а) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее - Справка), вследствие ошибок и неточностей, допущенных органом публичной власти или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в форме 6-НДФЛ, сведениях о наличии счетов и иной информации, необходимой для заполнения Справок, выданных кредитной или некредитной финансовой организацией, выписке по счету, выданной кредитной организацией, и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего.

При этом обстоятельства, указанные в настоящем подпункте, отражаются в письменных пояснениях служащего, представляемых в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) (далее - подразделение), или подтверждаются иными документами;

б) заполнение служащим Справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание сведений в Справке, например:

совершение орфографических ошибок (ошибки в указании марки и модели транспортного средства: вместо правильного написания "КИА" указывается "КИЯ");

совершение ошибок в сокращениях и аббревиатурах (вместо правильного написания "проспект Строителей" или "пр-т Строителей" указывается "пр. Строителей");

совершение информационных ошибок (например, вместо правильного указания наименования банка Банк ВТБ (ПАО) указано ВТБ 24 (ПАО), указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, открывшего счет);

в) указание большего объема сведений, чем предусмотрено Справкой (равно как и ошибки в сведениях, не подлежащих отражению в Справке), например:

указание сведений о расходах, о сумме поступивших на счет денежных средств и иной информации в отсутствие правовых оснований для представления данных сведений;

указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 000 руб.;

г) представление служащим в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им Справках не отраженные или не полностью отраженные сведения;

д) наличие у служащего статуса учредителя организации, поскольку обладание таким статусом само по себе не всегда свидетельствует о том, что служащим нарушается запрет на осуществление предпринимательской деятельности или на участие в управлении организацией. Соответствующее нарушение устанавливается, например, в ходе антикоррупционной проверки.

7. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции вследствие независящих от служащего обстоятельств признается коррупционным правонарушением. Вместе с тем в данном случае взыскание не применяется.

Под независящими от служащего обстоятельствами понимаются находящиеся вне контроля затронутого ими служащего чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть, которые исключают возможность соблюдения требований антикоррупционного законодательства. К таким обстоятельствам, в частности, относятся: стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными (муниципальными) органами (в том числе государственными органами иностранных государств). Независящими от служащего обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий служащего, ссылающегося на наличие этих обстоятельств.

Ситуации совершения служащими коррупционных правонарушений в период действия обстоятельств, независящих от них, как правило, рассматривались на заседании комиссии (например, по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее - Положение о комиссиях)).

При этом наличие независящих от служащего обстоятельств не освобождает указанное лицо от необходимости соблюдения антикоррупционных стандартов после прекращения действия указанных обстоятельств. Органами публичной власти предъявлялись требования к служащим о необходимости соблюдения антикоррупционных стандартов не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия независящих от служащего обстоятельств.

8. Ситуации, при которых установлена причинно-следственная связь между несоблюдением антикоррупционных стандартов служащим и его временной нетрудоспособностью, также признаются коррупционными правонарушениями. Вместе с тем данное обстоятельство должно учитываться и в этой связи взыскание может не применяться.

В этой связи практика свидетельствует о том, что в целях всестороннего рассмотрения подобной ситуации проводилось заседание комиссии (например, по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 16 Положения о комиссиях).

При этом подобные ситуации также не освобождают служащего от соблюдения антикоррупционных стандартов после их прекращения (например, антикоррупционные стандарты могут быть соблюдены не позднее чем через один месяц со дня их прекращения).

9. Соответствующие должностные лица в рамках реализации функций по обеспечению соблюдения служащими требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при приеме Справок принимали меры к выявлению явных неточностей, описок или ошибок, допущенных служащим, в целом не искажающих достоверность представленных сведений, и к их устранению путем получения от служащего уточняющей информации и внесения ее служащим в Справку. Примером явной ошибки, не влекущей утаивание объекта недвижимости, может быть ситуация, когда на титульном листе Справки указывается квартира, как место регистрации, но в подразделе 3.1 раздела 3 или 6.1 раздела 6 Справки в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании, эта квартира не указана.

Обращалось также внимание на необходимость представления Справки с использованием актуальной версии специального программного обеспечения "Справки БК".