Приложение

Утверждено

приказом ФСИН России

от 28 марта 2022 г. N 163

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, ПРОГРАММАМ

СПЕЦИАЛИТЕТА, ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ, РЕАЛИЗУЕМЫМ

В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФСИН РОССИИ

1. Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, реализуемые в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России (далее - образовательные программы, образовательные организации соответственно), самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями <1>.

--------------------------------

<1> Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598).

Образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию, разрабатываются образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами <2>, а также на основе квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников <3>.

--------------------------------

<2> Часть 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2021, N 22, ст. 3679).

<3> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598).

2. Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации <4>.

--------------------------------

<4> Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2020, N 31 (ч. 1), ст. 5063).

По решению организации в состав образовательной программы могут быть включены иные материалы.

3. Разработка и реализация образовательной программы в области информационной безопасности осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации.

4. Разработка и реализация образовательной программы, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

5. Образовательная организация обеспечивает осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленными образовательной программой:

планируемыми результатами освоения образовательной программы - компетенциями выпускников, установленными федеральным государственным образовательным стандартом, и компетенциями выпускников, установленными образовательной организацией (в случае установления таких компетенций);

планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине (модулю), иному компоненту, в том числе практике, обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

6. Образовательная программа обновляется с учетом изменения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России и ФСИН России, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий, социальной сферы.

7. При реализации образовательной программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение <1>.

--------------------------------

<1> Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598).

8. Трудоемкость образовательной программы (ее части) в зачетных единицах характеризует объем образовательной программы (ее части). Объем части образовательной программы должен составлять целое число зачетных единиц. Объем образовательной программы, а также годовой объем образовательной программы устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом.

В объем (годовой объем) образовательной программы не включаются факультативные дисциплины (модули).

При обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, годовой объем образовательной программы рассчитывается без учета объема дисциплин (модулей) и (или) практик, по которым результаты обучения зачтены обучающемуся в соответствии с пунктом 36 настоящего Порядка. Указанный объем образовательной программы не может превышать объема, установленного федеральным государственным образовательным стандартом.

9. Величина зачетной единицы эквивалентна 36 академическим часам (при величине академического часа 45 минут), или 27 астрономическим часам.

10. Формы обучения и сроки получения высшего образования по образовательной программе по различным формам обучения при использовании сетевой формы реализации образовательной программы, при ускоренном обучении устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом.

Получение высшего образования по образовательной программе осуществляется в сроки, установленные федеральным государственным образовательным стандартом, вне зависимости от используемых образовательной организацией образовательных технологий.

11. В срок получения высшего образования по образовательной программе не включается время нахождения обучающегося в отпуске по беременности и родам, а также нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в случае, если обучающийся не продолжает в этот период обучение.

12. Образовательный процесс по образовательной программе организуется по периодам обучения - учебным годам (курсам), а также по периодам обучения, выделяемым в рамках курсов (семестрам и (или) триместрам) (далее - периоды обучения в рамках курсов), и (или) периодам освоения модулей, выделяемым в рамках срока получения высшего образования по образовательной программе (далее - периоды освоения модулей).

Продолжительность курса включает время обучения и время каникул и не может превышать 366 календарных дней.

Выделение периодов обучения в рамках курсов, а также периодов освоения модулей образовательная организация определяет самостоятельно.

При организации образовательного процесса по семестрам или триместрам в рамках каждого курса выделяются два семестра или три триместра (в рамках курса, продолжительность которого менее 300 календарных дней, может выделяться один семестр либо один или два триместра).

13. Образовательный процесс может осуществляться одновременно по периодам обучения в рамках курсов и периодам освоения модулей.

14. Учебный год по очной форме обучения начинается 1 сентября.

С 1 по 31 августа курсанты первого курса проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее - УИС).

Образовательная организация может перенести срок начала учебного года по очной форме обучения не более чем на 2 месяца. По очно-заочной и заочной формам обучения, а также при сочетании различных форм обучения срок начала учебного года устанавливается образовательной организацией.

15. Общая продолжительность каникул по очной форме обучения (каникулярный отпуск, отпуск по окончании образовательной организации высшего образования ФСИН России) устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 30, ст. 4532; 2021, N 18, ст. 3060).

Общая продолжительность каникул по очно-заочной, заочной формам обучения в течение учебного года, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом, составляет:

при продолжительности учебного года более 300 календарных дней - не менее 49 календарных дней и не более 70 календарных дней;

при продолжительности учебного года не менее 100 календарных дней и не более 300 календарных дней - не менее 21 календарного дня и не более 49 календарных дней;

при продолжительности учебного года менее 100 календарных дней - не более 14 календарных дней.

16. Осуществление образовательной деятельности по образовательной программе в нерабочие праздничные дни не проводится.

17. При осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе образовательная организация обеспечивает:

реализацию дисциплин (модулей) посредством проведения учебных занятий в различных формах (включая проведение текущего контроля успеваемости);

проведение практик;

проведение промежуточной аттестации обучающихся;

проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

18. При реализации образовательной программы образовательная организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации <1>. Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения.

--------------------------------

<1> Пункт 5 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2021, N 1 (ч. 1), ст. 56).

19. Реализация дисциплин (модулей), предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется со второго семестра и (или) триместра.

20. Образовательная деятельность по образовательной программе проводится:

в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (далее - контактная работа);

в форме самостоятельной работы обучающихся;

в иных формах, определяемых образовательной организацией.

21. Контактная работа может проводиться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

22. Объем контактной работы определяется образовательной программой образовательной организации.

23. Контактная работа включает:

занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, обучающимся), и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (в том числе индивидуальные консультации);

иные занятия, в том числе в форме учений, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией к реализации образовательных программ на иных условиях;

иные формы взаимодействия обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемые образовательной организацией самостоятельно, в том числе при проведении практики, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

24. Для проведения учебных занятий по образовательной программе могут привлекаться ведущие ученые, а также работники из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций и учреждений, в том числе руководители и специалисты учреждений и органов УИС, а также предприятий, учреждений и организаций, входящих в УИС <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 "Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 6, ст. 769; 2018, N 49 (ч. 6), ст. 7607).

25. Общий объем учебной работы обучающихся, включая самостоятельную работу, планируется образовательными организациями из расчета не более 54 академических часов в неделю, из них объем контактной работы с педагогическим работником не должен превышать 36 академических часов в неделю.

26. Для проведения занятий лекционного типа учебные группы могут объединяться в учебные потоки. По решению образовательной организации возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

27. Для проведения занятий семинарского типа формируются учебные группы обучающихся численностью не более 30 человек из числа обучающихся по одной специальности или направлению подготовки. По решению образовательной организации возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

28. Для проведения практических занятий или лабораторных работ учебная группа может разделяться на подгруппы по решению образовательной организации.

Для проведения практических занятий по физической культуре (физической подготовке) формируются учебные группы численностью до 15 человек.

29. Консультации проводятся регулярно и носят как индивидуальный, так и групповой характер.

Во время подготовки к промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации проводятся групповые консультации.

30. Самостоятельная работа осуществляется в рамках учебной работы обучающихся, выполняемой по заданию и при методическом руководстве педагогического работника, но без его непосредственного участия.

Порядок организации самостоятельной работы устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.

31. При освоении образовательной программы обучающимся, который имеет среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование, и (или) обучается (обучался) по образовательной программе среднего профессионального, высшего или дополнительного образования, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, по решению образовательной организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

32. При ускоренном обучении сокращение срока получения высшего образования по образовательной программе реализуется путем зачета результатов обучения по дисциплинам (модулям) и (или) практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного образования (при наличии), и (или) путем повышения темпа освоения образовательной программы.

33. Практическая подготовка обучающихся организуется на основании договоров о практической подготовке с учреждениями и органами УИС <1> в соответствии с направленностью (профилем) образовательной программы.

--------------------------------

<1> Часть 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2019, N 49 (ч. 5), ст. 6962).

Организацию и проведение практической подготовки обеспечивают образовательные организации, территориальные органы ФСИН России и подведомственные им учреждения.

Учебная и производственная практики курсантов проводятся в учреждениях и органах УИС, с которыми у образовательной организации заключен договор о практической подготовке обучающихся.

Преддипломная практика курсантов проводится в учреждениях и органах УИС, с которыми у обучающегося заключен контракт о службе в УИС.

Практика слушателей организуется по месту прохождения службы в УИС.

34. Образовательная организация осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема дисциплины (модуля), иного компонента, практики образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.

35. Формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок проведения, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации.

Порядок проведения промежуточной аттестации включает шкалу оценивания результатов промежуточной аттестации и критерии выставления оценок. Если указанная шкала оценивания отличается от пятибалльной шкалы, предусматривающей оценки "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачтено", "не зачтено", то образовательная организация устанавливает правила приведения оценок, предусмотренных шкалой оценивания, установленной образовательной организацией, к пятибалльной шкале.

36. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким дисциплинам (модулям), по одному или нескольким иным компонентам образовательной программы, в том числе практикам, или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью <2>.

--------------------------------

<2> Часть 2 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598).

37. Образовательная организация устанавливает для обучающихся, имеющих академическую задолженность, сроки повторной промежуточной аттестации по каждой дисциплине (модулю), иному компоненту, в том числе практике. Если обучающийся не ликвидировал академическую задолженность при прохождении повторной промежуточной аттестации в первый раз (далее - первая повторная промежуточная аттестация), ему предоставляется возможность пройти повторную промежуточную аттестацию во второй раз (далее - вторая повторная промежуточная аттестация) с проведением указанной аттестации комиссией, созданной организацией.

Повторная промежуточная аттестация проводится не позднее истечения периода времени, составляющего один год после образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам <1>.

--------------------------------

<1> Часть 5 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598).

Образовательная организация может проводить первую повторную промежуточную аттестацию и (или) вторую повторную промежуточную аттестацию в период каникул. В этом случае образовательная организация устанавливает несколько сроков для проведения соответствующей повторной промежуточной аттестации как в период каникул, так и в период освоения образовательной программы.

38. Для проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации в образовательной организации создаются экзаменационные (государственные экзаменационные) комиссии.

Для рассмотрения апелляций по результатам итоговой (государственной итоговой) аттестации в образовательной организации создаются апелляционные комиссии.

Экзаменационная (государственная экзаменационная) и апелляционная комиссии (далее - комиссии) действуют в течение календарного года.

39. Комиссии создаются в образовательной организации по каждой специальности и направлению подготовки, или по каждой образовательной программе, или по ряду специальностей и направлений подготовки, или по ряду образовательных программ.

40. Председатели государственных экзаменационных комиссий утверждаются директором ФСИН России не позднее 15 декабря года, предшествующего проведению государственной итоговой аттестации, из числа руководителей (начальников) учреждений и органов УИС (их структурных подразделений по профилю подготовки выпускников) по представлениям образовательных организаций, направляемым в управление кадров ФСИН России не позднее 25 ноября текущего года.

41. Образовательная организация утверждает составы комиссий не позднее чем за 1 месяц до даты начала государственной итоговой аттестации.