<Письмо> Росреестра от 14.03.2022 N 16-1832-МС/22 <Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 14 марта 2022 г. N 16-1832-МС/22

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для использования в работе копию постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора, муниципального контроля" (далее - Постановление).

Постановление регулирует правоотношения, возникающие при организации и проведении проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций) и в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (федеральный государственный земельный контроль (надзор) и федеральный государственный контроль (надзор) в области геодезии и картографии).

Введенными ограничениями в 2022 году с 10 марта 2022 года в рамках видов надзора, осуществляемых Росреестром, не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки, за исключением проверок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков. Территориальным органам Росреестра, Севреестру и Госкомрегистру необходимо внести изменения в планы проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, предусмотрев исключение проверок, срок начала которых наступает после 10 марта 2022 г.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и внеплановые проверки могут быть проведены при условии согласования с прокуратурой в случае:

- непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

- непосредственной угрозы обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

- непосредственной угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Без согласования с прокурором могут быть проведены проверки:

- по поручению Президента Российской Федерации;

- поручению Председателя Правительства Российской Федерации;

- поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

- по требованию прокурора.

В целях реализации постановления территориальным органам Росреестра, Госкомрегистру и Севреестру необходимо в срок до 14 марта 2022 года принять решение об отмене контрольных (надзорных) мероприятий и проверок, срок начала которых наступает после 10 марта 2022 года включительно. Отмечаем, что в соответствии с Постановлением принимается один документ об отмене проведения назначенных контрольных (надзорных) мероприятий, проверок.

Информацию об отмене таких контрольных (надзорных) мероприятий, проверок необходимо в срок до 20 марта 2022 г. внести в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ) или единый реестр проверок (ЕРП) для чего в реестре будет в ближайшее время создан соответствующий функционал, о чем будет сообщено дополнительно.

Контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, которые не завершены до 10 марта 2022 года, подлежат завершению до 16 марта 2022 г. путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки. В случае, если не представляется возможным до указанной даты сделать вывод об отсутствии/наличии нарушений обязательных требований, считаем целесообразным в акте указывать, что контрольное (надзорное) мероприятие, проверка завершены в соответствии с пунктом 7 Постановления. Предписание по итогам завершенного контрольного (надзорного) мероприятия, проверки не выдается. В соответствии с пунктом 9 Постановления в случае, если по итогам завершенного контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены основания для возбуждения дела об административном правонарушении, - принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении. Сведения о завершенном контрольном (надзорном) мероприятии, проверке подлежат внесению в ЕРКНМ или ЕРП в установленном порядке.

Предписания об устранении нарушения требований законодательства, срок исполнения которых наступает после 10 марта 2022 года подлежат автоматическому продлению на 90 дней со дня истечения срока исполнения. О продлении срока исполнения предписания необходимо проинформировать лицо, которому было выдано предписание, а также информация о продлении подлежит внесению в информационную систему ЕРКНМ или ЕРП.

В случае, если срок исполнения предписания наступил до вступления в силу Постановления, контрольное (надзорное) мероприятие с взаимодействием не проводится. Исполнение предписания оценивается в ходе контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия. В случае невозможности оценить исполнение предписания, контрольное (надзорное) мероприятие должно быть проведено в 2023 г.

Постановлением введены ограничения на возбуждение дел об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении по фактам нарушений обязательных требований, оценка которых является предметом государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий или проверок. При этом не могут быть составлены протоколы об административных правонарушениях, а также выданы предписания об устранении нарушений требований законодательства, выявленных в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом. Таким образом, должностными лицами Росреестра, Севреестра и Госкомрегистра в рамках осуществления возложенных полномочий могут быть возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных главами 14 (кроме статей 14.52, 14.52.1), 17, 19, 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности в 2022 году территориальным органам Росреестра, Госкомрегистра и Севреестра необходимо сделать акцент на:

проведение мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами (мониторинг сайтов, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование);

выдачу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (в случае выявления признаков нарушений);

проведение профилактических мероприятий (консультирование, профилактический визит, информирование);

обеспечение досудебного обжалования решений органа контроля (надзора), действий (бездействия) его должностных лиц;

возбуждение и/или рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по фактам нарушений, не являющихся предметом (контроля) надзора, а также возбужденных иными органами;

проведение проверок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков.

М.С.СМИРНОВ