Разъяснение ВС РФ, Минюста РФ, Правительства РФ от 30.03.1992 "По отдельным вопросам управления государственным социальным страхованием"
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 марта 1992 года
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СОЦИАЛЬНЫМ
СТРАХОВАНИЕМ
В последнее время в Верховный Совет, Президенту и Правительству Российской Федерации поступают многочисленные обращения не входящих в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) российских профсоюзов по вопросам неправомерных действий ФНПР и некоторых представителей государственных органов в области регулирования управления государственным социальным страхованием.
В частности, такие обращения поступили от Профсоюзов Российской Федерации "Единение", Независимого профсоюза "Свободный Труд", Независимого профсоюза горняков, Объединения профсоюзов трудящихся кооперативных предприятий, Ассоциации свободных профсоюзов "Маккип", Федерации профсоюзов авиадиспетчеров России, Ассоциации летного состава России, Профсоюза независимых журналистов и ряда других.
В первую очередь резкие протесты вызвали неправомерные попытки руководства ФНПР и управляемого ею Фонда социального страхования Российской Федерации монополизировать дело управления социальным страхованием в России и представительство всех трудящихся России по другим вопросам в то время, как большое количество их является членами других, не входящих в состав ФНПР профсоюзов, либо вообще не является членами профсоюза.
В связи с указанными обращениями считаем необходимым разъяснить следующее:
1. В соответствии с общепризнанными международно-правовыми нормами, Конституцией и законами Российской Федерации профессиональные союзы в Российской Федерации создаются и действуют свободно, государственной регистрации не подлежат и обладают равными правами по всем направлениям своей деятельности, в том числе в области делегированного им государством права на управление государственным социальным страхованием в отношении предприятий, учреждений и организаций, на которых созданы относящиеся к соответствующему профсоюзу профсоюзные организации.
Данные положения, в частности, закреплены в статьях 20, 23 Всеобщей декларации прав человека; Всеобщей декларации профсоюзных прав; статьях 8, 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах; Конвенции о свободе ассоциации и защите права на организацию; статьях 6, 7 Конституции Российской Федерации; статьях 225, 226 и 230 Кодекса законов о труде РСФСР; постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 18.12.91 г. N 2057-1 "О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе"; Указе Президента Российской Федерации от 26.10.91 г. "Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике" и ряде других правовых норм.
КонсультантПлюс: примечание.
Указ Президента РФ от 26.10.1991 N 162 утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 12.05.1996 N 690.
2. В соответствии с вышеуказанными нормами ни один из действующих на территории Российской Федерации профсоюзов или федерация, конфедерация и иное объединение профсоюзов не могут обладать какими-либо юридическими преимуществами перед другими не вправе претендовать на это.
Постановление Совета Министров РСФСР и ФНПР от 25.12.90 N 600 "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР", постановление Правительства Российской Федерации и Совета ФНПР от 04.01.92 г. N 5 "О совершенствовании управления Фондом социального страхования Российской Федерации в 1992 году", а также Временное положение об этом Фонде в силу их подписания со стороны профсоюзов лишь руководством ФНПР распространяются только на профсоюзы, входящие в состав ФНПР, либо заключившие с нею специальные договоры (соглашения), в которых оговорены все имеющие значение для сторон взаимные права и обязательства в области управления социальным страхованием. На все другие профсоюзы указанные нормативные акты не распространяются.
Предприятия, учреждения и организации, в которых нет профсоюзных организаций системы ФНПР, а также фермеры и другие физические лица, занимающиеся индивидуальной (частной) трудовой деятельностью, не являющиеся членами профсоюзов системы ФНПР, вправе самостоятельно выбирать профсоюз, который будет осуществлять в их интересах функцию управления социальным страхованием.
3. Исходя из предусмотренного статьей 226 КЗоТ РСФСР права на управление государственным социальным страхованием каждый из не входящих в состав ФНПР республиканских профсоюзов вправе создавать свой фонд социального страхования, региональные отделения фонда и иметь соответствующие счета в банках, независимые от ФНПР и находящихся под ее управлением Фонда и его отделений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации нормативное регулирование деятельности таких фондов необходимо осуществлять путем разработки и принятия по согласованию с Министерством юстиции и Министерством финансов Российской Федерации Положений об этих фондах. Страховой тариф взносов в фонды независимо от их профсоюзной принадлежности следует исчислять применительно к постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О страховом тарифе взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации" от 27.12.91 г. N 2126-1 (5.4 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям).
4. Какие-либо распоряжения и указания банковских и иных органов государственного управления, а также руководящих органов профсоюзов в случае их противоречия действующему законодательству Российской Федерации (в том числе в области монополизации профсоюзной деятельности) исполнению не подлежат, а виновные в их издании лица должны нести установленную законодательством ответственность, включая уголовную по статье 137 Уголовного кодекса РСФСР за нарушение законных прав профсоюзов и их органов.
5. В связи с тем, что в настоящее время в Верховном Совете Российской Федерации разрабатываются проекты нормативных актов, направленных на совершенствование управления государственным социальным страхованием и правовое обеспечение деятельности профсоюзов (включая проведение законодательства в более полное соответствие с международно-правовыми нормами и регулирование имущественных отношений между профсоюзами и государством), полагали бы целесообразным рекомендовать всем российским профсоюзам принять активное участие в этой работе и направить свои предложения в Комитет по законодательству Верховного Совета и Министерство юстиции Российской Федерации.
Председатель Комитета по законодательству
Верховного Совета
Российской Федерации
М.А. МИТЮКОВ
Российской Федерации
Н.В.ФЕДОРОВ
Председателя Правительства
Российской Федерации
министр финансов
Российской Федерации
Е.Т.ГАЙДАР
Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации
Государственный советник
Российской Федерации
С.М.ШАХРАЙ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей