Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и выхода экономики из "тени"

Создание условий для развития малого и среднего

предпринимательства и выхода экономики из "тени"

Малое и среднее предпринимательство (включая "теневой" сегмент экономики) - один из ключевых ресурсов развития Северо-Кавказского федерального округа, обеспечения темпов экономического роста и занятости населения. Необходимым элементом политики в отношении малого и среднего предпринимательства является создание выгодных экономических условий для постепенного выхода предпринимателей из "тени", создание новых предприятий и возможностей для постоянного развития уже работающего бизнеса.

Этот набор мероприятий в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав Северо-Кавказского федерального округа, должен включать 3 основных направления:

реализация системы мер по снижению доли "теневой" экономики;

реализация "дорожных карт" по наполнению Единого государственного реестра недвижимости;

реализация комплекса мероприятий по увеличению доходной части консолидированных бюджетов.

Для поддержки развития малого и среднего предпринимательства целесообразно использовать механизм создания и развития индустриальных промышленных парков - так называемых "белых зон развития", концентрирующих в себе все меры государственной поддержки, в том числе доступные финансовые ресурсы, меры налогового стимулирования, инфраструктуру (такие как "Город обувщиков" в Республике Дагестан и "Индустриально-технологический парк "Пятигорье" в Ставропольском крае).

Отраслевые приоритеты для малого и среднего предпринимательства во всех регионах округа - агропромышленный комплекс, легкая промышленность, производство строительных материалов, туризм и другие виды услуг. В перспективе малый бизнес может сыграть значительную роль в развитии информационно-телекоммуникационного сектора экономики.

Регионы Северо-Кавказского федерального округа могут дополнительно определить отраслевые и территориальные приоритеты для субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе в рамках сложившихся территориальных отраслевых секторов "теневой" экономики.

Государственная политика по стимулированию постепенного выхода предприятий из "тени" должна включать 3 этапа:

создание условий для снижения издержек ведения бизнеса, растущих при легализации деятельности;

переходный период по обеспечению добровольного выхода из "тени" за счет предоставления государственной поддержки;

обеспечение контрольно-надзорных мероприятий по стимулированию выхода из "тени".

Важным является обеспечение последовательной реализации стадий поддержки.

Среди условий для снижения издержек ведения бизнеса (в том числе при добровольной легализации) могут быть:

развитие системы финансово-кредитной поддержки бизнеса, предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства;

расширение финансовой базы гарантийных фондов, расширение и продвижение услуг центров поддержки предпринимательства, региональных экспортных центров;

снижение налоговой нагрузки (в том числе на легализуемые предприятия) в приоритетных секторах экономики в форме снижения ставок налогов и сборов, либо возмещения ранее уплаченных налогов и сборов (в том числе для уже зарегистрированных предприятий при условии легализации занятости и оплаты труда);

инфраструктурная поддержка развития малого и среднего бизнеса через создание промышленных площадок, индустриальных и промышленных парков, в том числе одновременно с созданием преференциальных режимов ведения хозяйственной деятельности;

обеспечение необходимой инфраструктурой инвестиционных проектов, оказывающих значительное влияние на социально-экономическое развитие регионов;

упрощенный порядок регистрации прав собственности, имущества предприятий приоритетных секторов экономики при условии добровольной легализации;

стимулирование создания специализированных кластеров малого бизнеса и развитие инфраструктуры совместного пользования для них (подобные кластеры могут быть созданы в Карачаево-Черкесской Республике для производителей текстильных изделий, Республике Дагестан для производителей обуви, Республике Северная Осетия - Алания для производителей мебели, Чеченской Республике для производства агропромышленной продукции и т.д.), субсидирование приобретения специализированного оборудования для участников кластеров;

внедрение форм поддержки сбыта и продвижения продукции: содействие созданию интернет-магазинов, субсидирование продвижения через платформы-агрегаторы и маркетплейсы, институциональное содействие реализации товаров местного производства через торговые площадки, выставки и т.д.;

образовательное сопровождение предпринимательской деятельности, создание образовательных программ для обучения предпринимателей практике продвижения продукции, особенно интернет-маркетингу;

содействие предпринимателям в поиске новых поставщиков сырья и оборудования в целях снижения издержек ведения бизнеса;

поддержка взаимодействия малого и среднего бизнеса и образовательных организаций: привлечение малых и средних предприятий - лидеров в своих отраслях (в том числе предприятий, осуществляющих добровольную легализацию деятельности) к организации образовательных программ и образовательному процессу, субсидирование участия малого и среднего предпринимательства в процессе дуального обучения;

разработка типовых (готовых) решений и проектов для потенциальных предпринимателей.

Конкретные параметры снижения налоговой нагрузки для легализуемых предприятий должны определяться только для приоритетных секторов, определенных субъектом Российской Федерации, с применением прогрессивной системы льгот - постепенным увеличением налоговой нагрузки через определенный период после легализации предприятия.

Упрощенный порядок регистрации прав собственности должен применяться только при условии соблюдения всех требований безопасности и нормативов воздействия на окружающую среду. Процедура должна быть максимально прозрачной, проходить под контролем общественных советов при профильных региональных и муниципальных органах исполнительной власти.

Период получения льгот при добровольной легализации должен быть объявлен заранее и составлять не менее 3 лет. В период добровольной легализации необходимо обеспечить переход на сервисную модель взаимодействия в контрольно-надзорной деятельности в отношении малого и среднего предпринимательства, в том числе переход к программам профилактики нарушений. В этот же период необходимо усилить информационную работу по доведению до предпринимателей нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.

После завершения периода добровольной легализации необходимо обеспечить более активную работу контрольно-надзорных органов по стимулированию выхода предприятий из "тени".

Важным аспектом улучшения условий ведения бизнеса является широкое распространение информации о мерах государственной поддержки, предоставляемой институтами развития, органами исполнительной власти, местного самоуправления, центрами поддержки бизнеса, общественными организациями и объединениями предпринимателей, с использованием всех доступных каналов распространения информации (социальные сети, телевидение, печатные средства массовой информации, информационные порталы и другие) с учетом местной специфики.

Кроме указанных мер необходимо продолжить реализацию на территории округа национальных проектов Российской Федерации, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства: "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Производительность труда", "Международная кооперация и экспорт".

Реализация мер по добровольной легализации бизнеса и развитию малого и среднего предпринимательства станет основой достижения национальных целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и целевых показателей Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, по снижению уровня бедности во всех субъектах Российской Федерации на территории Северо-Кавказского федерального округа.