Развитие агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс является одним из наиболее значимых секторов экономики для реализации целей Стратегии.

На базе имеющегося агроклиматического потенциала в Северо-Кавказском федеральном округе в рамках ускоренного импортозамещения и создания продовольственной независимости, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", наращивания экспорта агропромышленной продукции высоких переделов необходимо обеспечить динамичное развитие агропромышленного сектора. Приоритетными направлениями сельского хозяйства для территории Северо-Кавказского федерального округа являются: в растениеводстве - производство зерна и технических культур (в равнинных районах), интенсивное садоводство, овощеводство, виноградарство, бахчеводство, в животноводстве - овцеводство, молочное направление скотоводства, свиноводство и птицеводство (в равнинных районах), коневодство. Кроме того, для прибрежных районов Каспийского бассейна и отдельных речных бассейнов значительную роль играет развитие рыбоводства.

Одной из проблем развития агропроизводства по перечисленным направлениям является переработка сельскохозяйственного сырья. В среднем в Российской Федерации на 1 рубль сельскохозяйственной продукции приходится 0,63 рубля продукции переработки, в Северо-Кавказском федеральном округе - 0,21 рубля. Если округ выйдет на среднероссийские показатели по переработке, то ее объем к 2030 году вырастет в 3 раза.

Приоритетными отраслями перерабатывающей промышленности являются: виноделие, розлив минеральной воды, производство безалкогольных и алкогольных напитков, консервирование овощей и фруктов, глубокая переработка сельскохозяйственного сырья, рыбоконсервная промышленность, а также все отрасли, связанные с обеспечением продовольственной безопасности Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации.

Приоритетными направлениями Стратегии в области развития агропромышленного комплекса являются:

реализация потенциала в переработке сельскохозяйственной продукции путем повышения технологического уровня сельскохозяйственных предприятий, развития логистической инфраструктуры и перерабатывающих производств;

развитие инфраструктуры мелиорации за счет современных способов полива, проведения агро-, лесо- и фитомелиоративных мероприятий при интродукции высокоурожайных сортов;

расширение площадей орошаемых земель за счет проведения мелиоративных мероприятий;

обеспечение внутренней продовольственной независимости и безопасности;

увеличение объемов экспорта агропромышленной продукции с высокой добавленной стоимостью;

повышение добавленной стоимости продукции агропромышленного сектора, производимой в Северо-Кавказском федеральном округе, за счет стимулирования притока инвестиций в создание новых и модернизацию существующих хозяйств и производств;

интеграция малых форм хозяйствования в общую производственно-сбытовую цепочку в условиях системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации;

сохранение численности населения на сельских территориях и в сельских агломерациях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Для развития отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, планируется реализация следующих мероприятий:

увеличение объемов производства продукции в растениеводстве и животноводстве за счет создания условий по привлечению дополнительных финансовых ресурсов;

закупка семенного материала элитных репродукций, создание зональных типов пород скота.

Необходимость увеличения инвестиций в большинство современных и перспективных предприятий предполагает поддержку развития всех категорий хозяйств Северо-Кавказского федерального округа, повышение доступности механизма гарантий, залоговых фондов, поручительств для инвесторов, развитие учреждений микрофинансирования и кредитных кооперативов, увеличение субсидий на закупку оборудования и средств производства (включая субсидии на развитие племенной базы и модернизацию существующих производств, развитие и поддержание машинно-тракторного парка), эффективное регулирование тарифов на электроэнергию, используемую при подаче воды для производителей.

Формирование качественной продукции при развитии экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры (агрологистических центров) позволит создать условия для экспорта основных производимых сельскохозяйственных продуктов, откроет доступ к поставкам продукции агропромышленного комплекса на целевые рынки, а также новые каналы продвижения и позиционирования продукции агропромышленного комплекса.

Особого внимания требует развитие инфраструктуры мелиорации, включая восстановление и реконструкцию мелиоративных систем, гидроузлов и водохранилищ для регулирования стоков (в целях водоснабжения, орошения, сглаживания паводков), реконструкцию и модернизацию гидротехнических сооружений, развитие водосберегающих технологий орошения, совершенствование управления и функционирования мелиоративного водохозяйственного комплекса (инвентаризация мелиоративного фонда, совершенствование системы тарифов поставки воды), создание научно-технологического консалтинга для внедрения новейших технологий полива в условиях возрастающего дефицита водных ресурсов.

Создание и развитие центров сельскохозяйственного консультирования и обучения фермеров, в том числе с учетом положительного опыта Карачаево-Черкесской Республики, целесообразны в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав Северо-Кавказского федерального округа. Это позволит наладить обмен знаниями и распространить новые технологии в небольших хозяйствах. На базе таких центров должно осуществляться обучение фермеров необходимым технологиям в области эффективного использования воды, удобрений и кормов, методам повышения качества продукции и производительности, а также должны организовываться встречи с отраслевыми экспертами и представителями крупных переработчиков. Создание таких центров целесообразно организовать на базе лучших действующих хозяйств региона с присвоением им статуса эталонного хозяйства либо опытных хозяйств отделения сельскохозяйственных наук Российской академии наук и сельскохозяйственных высших учебных заведений с привлечением информационно-консультационных центров, создаваемых в том числе в рамках единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса.

Мероприятия по интеграции малых форм хозяйствования в общую производственно-сбытовую цепочку включают развитие законодательной базы для функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов (сбытовых, перерабатывающих, обслуживающих и других), субсидирование потребительских кооперативов, проведение работы, направленной на увеличение информированности малых производителей о кооперативах и популяризацию кооперативной деятельности.

В данной сфере возможна реализация модельных массовых типовых решений по предоставлению малым производителям технологий, консультационного сопровождения, мер государственной поддержки в едином "пакете" (в частности, в интенсивном садоводстве, овцеводстве, скотоводстве, рыбоводстве). Подобные решения могут быть реализованы как государством, так и бизнесом в рамках выстраивания технологических цепочек. Существенное влияние на развитие малых форм хозяйствования может оказать поддержка развития органического сельского хозяйства.

Важным элементом развития кооперации может стать создание так называемых кооперативов второго уровня - объединений нескольких кооперативов с целью совместного развития инфраструктуры хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Развитие сельскохозяйственного производства должно быть неразрывно связано с обеспечением комфортных условий проживания в сельской местности посредством строительства (приобретения) благоустроенного жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в первую очередь для молодых семей и молодых специалистов.

Одним из важных направлений должно стать межрегиональное взаимодействие в целях развития агропромышленного комплекса. В частности, такое взаимодействие актуально в вопросах противодействия распространению саранчовых. Наряду с мерами по проведению мелиоративных мероприятий, фитомелиорации, закреплению песков и обводнению пастбищ необходимы скоординированные действия всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по закупке и использованию ядохимикатов (в том числе согласование сроков, объемов и технологий обработки).

В числе основных инструментов достижения приоритетов в сфере агропромышленного комплекса - реализация на территории округа мероприятий национальных проектов "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт", национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", государственных программ Российской Федерации "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", "Комплексное развитие сельских территорий", а также государственных программ развития агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

В условиях импортозамещения, связанного с введением внешних санкций, приоритеты аграрной отрасли Северо-Кавказского федерального округа должны быть направлены на обеспечение населения как округа, так и Российской Федерации в целом сельскохозяйственной продукцией собственного производства, рациональная эксплуатация пашенных земель с использованием интенсивных методов хозяйствования. Кроме того, стабильно высокий спрос на некоторые виды сельскохозяйственной продукции Северо-Кавказского федерального округа (в частности, высококачественное зерно, производимое в Ставропольском крае) обусловливает целесообразность переориентации экспорта такой продукции на альтернативные рынки стран Азии, в частности, Ближнего Востока.

Особую важность контрсанкционным мерам в сфере сельского хозяйства также придает раннее по сравнению с другими федеральными округами начало посевных работ в Северо-Кавказском федеральном округе, в связи с чем поддержка сельскохозяйственных производителей, занимающихся растениеводством, должна оказываться оперативно и в достаточном размере.