Коммунальная инфраструктура

Существующий недостаточный уровень развития коммунальной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, значительно ухудшает качество жизни населения, определяет высокую антропогенную нагрузку на окружающую среду (прежде всего на бассейн реки Терек и Каспийский бассейн), ограничивает развитие бизнеса.

Основные направления развития коммунальной инфраструктуры: обеспечение существующих и растущих потребностей населения и бизнеса в качественных услугах водоснабжения и водоотведения, а также модернизация систем теплоснабжения. Среди ключевых направлений развития коммунальной инфраструктуры выделяются:

строительство новых и модернизация существующих объектов водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе сетей водоснабжения и водоотведения;

ликвидация незаконного подключения к сетям газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

организация и развитие систем ливневой канализации и очистки поверхностных стоков;

приоритетное использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для оптимизации теплоснабжения крупных населенных пунктов;

обеспечение новых инвестиционных площадок коммунальной инфраструктурой.

В горных и предгорных районах субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, проблема обеспеченности водными ресурсами отсутствует. Северные районы субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и Ставропольский край нуждаются в организации водоводов и переброске воды с южных территорий. Качество артезианских и поверхностных вод в целом очень высокое, однако негативное влияние оказывает высокий уровень износа основных фондов коммунальной инфраструктуры (особенно износ трубопроводов, обеспечивающих транспортировку воды), а также активный сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в водотоки и водоемы.

Необходимо обеспечить комплексное территориальное решение проблемы водоснабжения и водоотведения - формирование полноценных систем, полностью покрывающих текущие и прогнозные потребности населения и хозяйства на конкретных территориях (в конкретных районах).

Наиболее важными комплексными проектами развития систем водоснабжения и водоотведения являются:

развитие водохозяйственного комплекса региона Кавказских Минеральных Вод;

развитие водохозяйственного комплекса Махачкалинской агломерации;

комплексный проект оздоровления бассейна реки Терек, включающий в том числе развитие водохозяйственного комплекса Республики Ингушетия;

развитие водохозяйственного комплекса населенных пунктов Республики Дагестан;

комплексный проект развития систем водоснабжения отдельных территорий Северо-Кавказского федерального округа, не вошедших в другие комплексные проекты;

комплексный проект развития систем водоотведения и очистки сточных вод отдельных территорий Северо-Кавказского федерального округа, не вошедших в другие комплексные проекты.

При организации и развитии на территории округа систем ливневой канализации и сооружений по очистке поверхностных стоков необходимо:

обеспечить автономность систем (инфраструктура ливневой канализации не должна быть физически связана с объектами хозяйственно-бытовой канализации) для снижения стоимости строительства и содержания инфраструктуры;

стимулировать проектирование и создание не только классической "серой", но и элементов "зеленой" ливневой канализации (систем естественной инфильтрации поверхностных стоков), инфраструктуры для временного хранения ливневых осадков и постепенного сброса в ливневую канализацию.

Среди ключевых проектов, требующих первоочередных решений, - комплексный проект развития централизованных систем ливневой канализации курортных городов региона Кавказских Минеральных Вод. В дальнейшем также могут быть реализованы проекты развития централизованной системы ливневой канализации Махачкалинской агломерации, Ставропольской агломерации, а также проекты для других столиц субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Все проекты по развитию систем водоснабжения и водоотведения являются капиталоемкими. В настоящее время отсутствуют финансовые ресурсы для их реализации. При этом точечные решения, которые могут быть осуществлены через государственные программы субъектов Российской Федерации, не приводят к коренному изменению ситуации. Необходимо рассмотреть вопрос о выделении дополнительного финансирования на данное направление (в рамках дополнительных средств государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" или комплексных проектов развития коммунальной инфраструктуры субъектов Российской Федерации) после проведения детальной инвентаризации источников сбросов и водовыпусков.

Вместе с этим часть вопросов, связанных с созданием и развитием объектов водоснабжения и водоотведения на территории Северо-Кавказского федерального округа, планируется решить с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов, являющихся одним из ключевых инструментов реализации инициативы "Инфраструктурное меню", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р.

Так, президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации одобрены инфраструктурные проекты, которые в том числе предполагают:

строительство магистральных водоводов для обеспечения нормативным водоснабжением населения городов гг. Махачкалы и Каспийска (Республика Дагестан);

строительство первой очереди Баксанского группового водопровода (Кабардино-Балкарская Республика);

строительство коллекторов хозяйственно-бытовой канализации и водоводов на территории г. Владикавказа и прилегающих к нему территориях, а также в селе Даргавс Пригородного района (Республика Северная Осетия - Алания);

реконструкцию распределительного канализационного коллектора, водопроводных и канализационных насосных станций, водозаборов, строительство водоводов и водопроводных сетей (Чеченская Республика);

строительство канализационной насосной станции, напорной канализационной линии и очистных сооружений канализации (Ставропольский край). В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, должна быть проведена актуализация схем теплоснабжения. В соответствии с указанными схемами должны быть разработаны и реализованы программы развития систем теплоснабжения, меры по модернизации данных систем.

Модернизация систем теплоснабжения населенных пунктов должна включать оптимизацию организации теплоснабжения, в том числе путем переключения тепловых нагрузок с неэффективных источников тепловой энергии (котельных) на источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированного производства тепловой и электрической энергии.

В рамках реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р, необходимо обеспечить внедрение к 2035 году на территориях всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, модели "альтернативной котельной" (не менее чем в одном муниципальном образовании на территории каждого субъекта Российской Федерации).

Для обеспечения модернизации систем теплоснабжения, повышения надежности и эффективности теплоснабжающего комплекса необходима реализация целевой модели рынка тепловой энергии ("альтернативной котельной") в поселениях.

Задача обеспечения новых инвестиционных площадок коммунальной инфраструктурой является одной из долгосрочных и включает 3 направления:

инфраструктурное обеспечение проектов создания индустриальных парков и небольших производственных площадок;

инфраструктурное обеспечение проектов развития туристских территорий (туристских кластеров);

инфраструктурное обеспечение реализации крупных индустриальных проектов.

Основным инструментом реализации подобных проектов являются субсидии субъектам Российской Федерации на развитие коммунальной инфраструктуры, реализуемые через государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".

Одним из приоритетов развития коммунальной инфраструктуры является создание на территории Северо-Кавказского федерального округа устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100 процентов отходов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза. Одним из важных моментов является организация устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами на приоритетных туристских территориях округа.

Преодоление инфраструктурных ограничений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Северо-Кавказском федеральном округе тормозится значительной накопленной задолженностью потребителей перед ресурсоснабжающими организациями и высоким бездоговорным потреблением. Возможность стабильного функционирования организаций сектора, привлечение частных инвестиций, в том числе через механизм концессионных соглашений, в этих условиях может быть обеспечена только за счет системных мер, направленных на ликвидацию текущего операционного дефицита (составляющего до 30 процентов экономически обоснованной тарифной выручки), включающих:

консолидацию имущества на базе единого регионального оператора;

доведение тарифов и нормативов до экономически обоснованного уровня;

повышение платежной дисциплины;

создание единых информационно-расчетных центров;

приборный учет потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах;

комплексную работу по снижению потерь и бездоговорного потребления.