Одной из основных системных проблем социально-экономического развития всех регионов Северо-Кавказского федерального округа остается ситуация с региональными финансами. Ключевое ограничение - сохраняющийся на протяжении длительного периода времени низкий уровень бюджетной обеспеченности.
В структуре доходов консолидированных бюджетов доля безвозмездных поступлений на протяжении последнего десятилетия во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, превышает 50 процентов, за исключением Ставропольского края (32,8 процента в среднем за период 2010 - 2019 годов). Данные за 2020 год не полностью отражают долгосрочную ситуацию в сфере региональных финансов из-за искажений на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции (сокращение налоговых и неналоговых субъектов, временное увеличение объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета). При этом в Чеченской Республике и Республике Ингушетия указанная доля по состоянию на 2019 год достигает 80 процентов и более (80,6 процента и 88,2 процента соответственно). В целом в Северо-Кавказском федеральном округе доля безвозмездных поступлений в структуре доходов за последнее десятилетие все же незначительно снизилась (с 63,9 процента в 2010 году до 60,7 процента в 2019 году), но до сих пор остается самой высокой среди всех федеральных округов Российской Федерации. Более 60 процентов (62,2 процента в 2019 году) безвозмездных поступлений, зачисляющихся в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, занимают дотации - это в 1,6 раза выше, чем в среднем по регионам Российской Федерации (37,6 процента).
Прямым результатом высокой доли "теневого" сектора экономики является низкий объем налоговых поступлений, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. В среднем по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, доля налоговых поступлений в консолидированном бюджете регионов составляет 32,6 процента, тогда как в среднем по регионам Российской Федерации эта доля равна 74,6 процента. Ежегодный вклад налоговых поступлений Северо-Кавказского федерального округа в бюджетную систему Российской Федерации на протяжении последних лет крайне низок и продолжает сокращаться: если в 2010 году доля субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации составляла 1,3 процента, то в 2019 году она снизилась до 1 процента.
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 2019 году составили 498,4 млрд. рублей (3,7 процента общей суммы расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации). Обеспеченность населения расходами бюджета в регионах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 1,8 раза ниже среднего значения по регионам Российской Федерации (50,2 тыс. рублей на одного жителя в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, против 92,4 тыс. рублей в среднем по регионам Российской Федерации), и в последнее десятилетие она не росла. Стабильно низкая обеспеченность населения расходами бюджета обусловлена недостатком поступлений собственных налоговых и неналоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, который не может быть полностью покрыт федеральными трансфертами.
Показатели доходов и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в условиях крайней зависимости от поступлений из федерального бюджета характеризуется чрезвычайно высокой нестабильностью - все регионы Северо-Кавказского федерального округа в 2010-х годах имели дефицит бюджета в размере 10 - 30 процентов собственных бюджетных доходов. По состоянию на 2019 год уровень долговой нагрузки (отношение государственного долга к сумме налоговых и неналоговых доходов) в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, несмотря на большую финансовую помощь из федерального бюджета один из самых высоких среди российских регионов. Почти во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, этот показатель приближается к 50 процентам при среднем значении по регионам Российской Федерации 19,2 процента.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей