I. Общие положения

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года (далее - Стратегия) подготовлена в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. 207-р.

Стратегия определяет основные направления, способы и средства достижения национальных целей развития Российской Федерации, целей и задач в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на территориях Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, до 2030 года.

Стратегия основывается на приоритетах, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указе Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2021 год, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 21.10.2024 N 2963-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При формировании Стратегии также учитываются положения Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 г. N Пр-2753, Указа Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы", Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. N 505 "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы", Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р, Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 2581-р, Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 369-р, Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N 1797-р, Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, Энергетической стратегии России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р, прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и других документов стратегического и территориального планирования Российской Федерации и Северо-Кавказского федерального округа.

Стратегия взаимосвязана с реализацией основных инструментов государственной поддержки социально-экономического развития территорий: национальными и федеральными проектами в Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" до 2030 года, мерами Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 г., протокол N 36, раздел VII), а также мероприятиями и проектами, сформированными в рамках разработки моделей экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивающими создание новых рабочих мест, привлечение внебюджетных инвестиций и достижение целевых значений ключевых показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

В Стратегии отражены инициативы макрорегионального уровня, соответствующие основным направлениям социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и разработанные на основе моделей экономического развития:

система мер по снижению доли "теневой" экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

комплексная программа модернизации среднего профессионального образования;

программа устойчивого экономического развития предприятий жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, направленная на снижение операционного дефицита ресурсоснабжающих организаций и сокращение задолженности потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства;

программа наращивания сельскохозяйственного производства за счет расширения площадей орошаемых земель посредством проведения мелиоративных мероприятий;

проект по созданию автомобильной дороги, соединяющей Северо-Кавказский и Черноморский туристические кластеры.

Стратегия учитывает современное состояние и тенденции развития экономики, инфраструктуры, социальной сферы и человеческого капитала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, экономики Российской Федерации, глобальной экономики и перспективы их развития. При формировании приоритетных направлений социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа учтены крупные проекты, имеющие региональное и межрегиональное значение, представленные субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа, в ходе подготовки Стратегии, а также системные задачи по изменению институциональной ситуации в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортного лечения, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные возможности.

Однако до сих пор потенциал остается нереализованным из-за недостаточной инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа в силу институциональных особенностей, особенностей экономической и социальной обстановки.

Некоторые субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации, характеризующихся высокой степенью безработицы и распространением неформальной ("теневой") занятости.

По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и денежные доходы населения, средняя заработная плата, уровень зарегистрированной безработицы, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, бюджетная обеспеченность, индикаторы уровня развития реального сектора экономики (показатели объема производства и инвестиций в соответствующие отрасли экономики, среднегодовая численность занятых в них, финансовый результат деятельности организаций реального сектора и т.д.) и объем внешнеторгового оборота на душу населения, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов.

Кроме того, из-за низкого уровня налогового потенциала и недостаточной собираемости налогов и сборов собственные доходы бюджетов в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, остаются низкими.