Повышение уровня образования населения - одна из национальных задач Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, остро нуждаются в развитии материально-технической базы и инфраструктуры сферы образования и науки, а также в повышении качества образовательных услуг в соответствии с требованиями современной экономики.
В связи с этим ключевыми приоритетными направлениями развития образования и науки на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:
повышение доступности образования всех уровней для населения;
повышение качества образования;
улучшение подготовки кадров для отраслей экономики и социальной сферы;
обеспечение доступного качественного образования и создание специальных условий получения образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями;
усиление роли науки и образования в социально-экономическом развитии Северо-Кавказского федерального округа;
повышение престижа профессии преподавателя, уровня социальной защищенности профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава.
Одним из нерешенных вопросов остается необходимость обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет (особенно в Республике Дагестан и Республике Ингушетия) и для детей в возрасте до 3 лет (проблема сохраняется в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Чеченской Республике). Кроме того, сохранение дефицита мест в организациях общего образования, проблемы обучения в третью смену, большое количество образовательных организаций, размещенных в неприспособленных помещениях, ветхих и аварийных зданиях, ограничивают доступность качественного образования для населения округа.
Решение существующих проблем в сфере образования возможно путем строительства новых образовательных организаций, модернизации и реконструкции существующих образовательных организаций. Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, реализуют собственные программы развития материально-технической базы образовательных организаций в соответствии с их полномочиями и с привлечением доступных ресурсов национальных проектов и государственных программ. Одним из важных аспектов должна стать модернизация сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. При этом при реализации программ строительства и модернизации организаций дошкольного и общего образования необходимо учитывать демографический прогноз на муниципальном уровне, прогнозное число детей в различных возрастных группах.
Основным инструментом повышения уровня образования населения Северо-Кавказского федерального округа являются меры национального проекта "Образование", национального проекта "Демография". В отдельных случаях доступность дошкольного, общего и дополнительного образования может быть улучшена за счет создания частных образовательных организаций, в том числе в форме социального предпринимательства.
Среди мер по решению проблемы недостаточного качества образования можно назвать следующие:
развитие системы методической поддержки педагогов и преподавателей образовательных организаций, в том числе благодаря активному привлечению федеральных кадровых и информационных ресурсов, которое предполагает обновление программ работы действующих центров методической и информационной поддержки, усиление информационной работы и расширение практики текущего консультирования педагогов и преподавателей, распространение практики наставничества (при необходимости с привлечением федеральных экспертов), обеспечение педагогов и преподавателей новейшими учебными и методическими материалами (в том числе в электронной форме), расширение практики проведения конкурсов профессионального мастерства, расширение практики предоставления персональных консультаций педагогам и т.д.;
кадровое обеспечение развития образования, в том числе за счет привлечения на территорию Северо-Кавказского федерального округа высококвалифицированных педагогических кадров;
расширение инструментов мотивации работников образования к повышению качества образования, учет конкретных результатов их деятельности при поощрении работников;
ускоренное внедрение современных технологий в образовании, в том числе технологий электронного обучения или обучения с применением дистанционных образовательных технологий, позволяющих привлечь лучших преподавателей из других регионов Российской Федерации и мира;
расширение практики совместных образовательных программ высших учебных заведений, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, с ведущими организациями профессионального образования Российской Федерации и зарубежных стран, а также высших учебных заведений Северо-Кавказского федерального округа друг с другом;
реализация программ поддержки общеобразовательных организаций, демонстрирующих низкие результаты обучения;
реализация программ формирования и подготовки кадрового резерва для назначения руководителей общеобразовательных организаций;
реализация программ развития муниципальных систем образования, включая формирование муниципальных территориально ориентированных методических служб, а также включение задачи повышения качества общего образования как ключевого приоритета в деятельность муниципальных органов управления образованием.
В рамках обеспечения доступного качественного образования и создания специальных условий получения образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями могут быть реализованы следующие мероприятия:
реализация федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в части подготовки педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и общеобразовательных организациях;
обеспечение инклюзивного образования специалистами психолого-педагогического сопровождения (дефектологи, логопеды, психологи, тьюторы, сурдо- и тифлопедагоги);
повышение качества работы психолого-медико-педагогических комиссий;
развитие сети центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
развитие системы оказания ранней помощи на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Задача улучшения подготовки кадров для экономики и социальной сферы включает в себя:
комплексную модернизацию среднего профессионального образования, предусматривающую повышение количества обучающихся в системе среднего профессионального образования, изменение структуры подготовки в соответствии с прогнозами отраслевой структуры экономики, повышение квалификации педагогических работников и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования;
модернизацию материально-технической базы;
дальнейшее совершенствование программ профессиональной подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований работодателей;
дальнейшее развитие системы целевого обучения;
развитие системы коротких образовательных программ в профессиональных образовательных организациях по наиболее востребованным специальностям;
развитие форм дуального обучения;
развитие системы наставничества в образовательных организациях;
популяризацию профессий в приоритетных секторах экономики и в социальной сфере среди молодежи путем проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа этих профессий и вовлечение молодежи в приоритетные сектора экономики и в социальную сферу (в том числе проведение конкурсов профессий);
создание мастерских в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями;
создание ресурсных центров при ведущих предприятиях в рамках дополнительных профессиональных программ;
развитие системы профессиональной ориентации школьников;
создание центров опережающей профессиональной подготовки;
развитие системы повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки на базе ведущих образовательных организаций высшего образования на территории Северо-Кавказского федерального округа;
формирование прогноза кадровой потребности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Одним из элементов решения задач по кадровому обеспечению экономики и социальной сферы является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в рамках мероприятий федеральных проектов "Успех каждого ребенка", "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование".
Внедрение технологий электронного обучения или обучения с применением дистанционных образовательных технологий требует опережающего развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в образовательных организациях. Обеспечение такой инфраструктурой даже отдельных классов и аудиторий позволит привлечь к проведению занятий ведущих специалистов из других учебных и научных организаций. В приоритетном порядке такая инфраструктура должна развиваться:
в школах, демонстрирующих наиболее высокое качество образования (для постоянного повышения конкурентоспособности образовательного процесса);
в школах, показывающих низкие результаты по качеству обучения, для обеспечения контроля за образовательным процессом и дополнительной методической поддержки учителей;
в ведущих организациях профессионального образования, особенно в участвующих в совместных образовательных программах с ведущими образовательными организациями Российской Федерации и зарубежных стран.
Инструментом повышения уровня образования населения являются мероприятия национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Прогноз кадровой потребности представляет собой систему научно обоснованных представлений о спросе на рабочую силу в среднесрочном и долгосрочном периодах. Определение потребности субъектов Российской Федерации в профессиональных кадрах осуществляется на базе моделей экономического развития регионов с применением методов экономико-математического моделирования, учитывающих взаимодействие и взаимозависимость развития экономики и рынка труда, дополненных экспертными оценками.
При построении прогноза необходимо совмещать статистические данные о социально-экономическом положении субъекта Российской Федерации по направлениям "экономика", "демография", "рынок труда" со сведениями о потребности в кадрах, полученными от работодателей. Данные прогноза кадровой потребности Северо-Кавказского федерального округа могут использоваться для корректировки контрольных цифр приема в образовательные организации и корректировки образовательных программ дополнительного образования.
При разработке прогноза необходимо использовать данные опросов (выборочных обследований) работодателей о прогнозах занятости и кадровой потребности.
Усиление роли науки и образования в социально-экономическом развитии Северо-Кавказского федерального округа может быть реализовано с учетом нескольких ключевых направлений:
включение в программы развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, разделов по участию этих организаций в реализации целей и задач социально-экономического развития округа в целом и отдельных субъектов Российской Федерации в его составе;
обеспечение государственного задания по научным исследованиям для образовательных и научных организаций с учетом проблематики и потребностей региона;
реализация инициативных научных исследований с привлечением финансирования российских и международных научных фондов по приоритетным направлениям научных исследований для социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа;
развитие инновационной инфраструктуры научных и образовательных организаций в целях формирования высокотехнологичной промышленности, развития прикладных научных исследований и разработок, информационно-телекоммуникационных услуг;
расширение практики участия образовательных и научных организаций в дополнительных мероприятиях и конкурсах в рамках национальных проектов Российской Федерации.
Основным инструментом реализации приоритетных направлений развития образования станет реализация на территории Северо-Кавказского федерального округа мероприятий национальных проектов "Образование" и "Наука и университеты".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей