Транспортная инфраструктура

Развитие транспортного комплекса является основой для реализации потенциала наиболее перспективных секторов экономики Северо-Кавказского федерального округа.

Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса Северо-Кавказского федерального округа являются:

повышение обеспеченности территорий транспортной инфраструктурой с учетом прогнозных потребностей экономики и населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

обеспечение транспортной связности территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с центрами экономического роста в других регионах Российской Федерации, внешними рынками сбыта;

повышение качества, пропускной способности и эффективности работы существующей транспортной инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа;

эффективная реализация транзитного потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

расширение, повышение технологического уровня и конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;

рост инвестиционной привлекательности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;

повышение мобильности населения регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

повышение безопасности и экологичности транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа.

В развитие транспортного комплекса должны быть вовлечены все виды транспорта.

Приоритетными направлениями развития автодорожной сети Северо-Кавказского федерального округа являются:

приведение в нормативное состояние автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения;

ускорение автодорожного сообщения за счет расширения и модернизации действующей федеральной и региональной автодорожной сети;

усиление связности Северо-Кавказского федерального округа с территориями Черноморского побережья за счет строительства автомобильной дороги, соединяющей Северо-Кавказский и Черноморский туристические кластеры, с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду при ее строительстве;

транспортное обеспечение развития приоритетных туристских территорий;

строительство обходов крупных городов Северо-Кавказского федерального округа, в том числе гг. Невинномысска, Черкесска, Прохладного, Владикавказа, Хасавюрта, Махачкалы, Дербента, Грозного, Минеральные Воды;

обеспечение круглогодичной транспортной доступности всех населенных пунктов на территории Северо-Кавказского федерального округа;

реконструкция и модернизация автомобильных пунктов пропуска на границе Российской Федерации с увеличением их пропускной способности: на первом этапе реализации Стратегии - пунктов пропуска Верхний Ларс и Яраг-Казмаляр, на втором этапе реализации - Нижний Зарамаг, Гарах, Ново-Филя, Тагиркент-Казмаляр, при условии определения источника финансирования данных мероприятий.

Для усовершенствования системы автотранспортного сообщения особо важное значение имеют мероприятия по обустройству небольших инфраструктурных объектов и решению локальных инфраструктурных проблем туристских территорий, такие как:

создание системы парковок на приоритетных туристских территориях;

создание системы комфортной придорожной инфраструктуры на основных туристских маршрутах;

организация тактового пассажирского автобусного сообщения между основными туристскими территориями и аэропортами;

развитие пассажирского автобусного сообщения между основными туристскими территориями для интеграции в общий туристский продукт.

Отдельным направлением является развитие транспортной системы крупнейших городских агломераций Северо-Кавказского федерального округа (Махачкалинская, Ставропольская, Кавказские Минеральные Воды). Это направление требует комплексных решений по созданию транспортных схем агломераций, включая проекты модернизации, расширения и реконструкции улично-дорожной сети, железнодорожной сети, организации скоростного внутригородского и пригородного пассажирского сообщения, развития парковочных пространств, велосипедного и пешеходного транспорта.

В числе наиболее приоритетных можно выделить следующие направления развития железнодорожного транспорта на территории Северо-Кавказского федерального округа:

модернизация железнодорожной инфраструктуры на протяжении международного транспортного коридора "Север - Юг", в том числе с возможностью строительства железнодорожного обхода г. Махачкалы;

организация ускоренного пассажирского движения на главном ходу Северо-Кавказской железной дороги;

строительство мультимодального транспортно-пересадочного узла (аэропорт, железнодорожный и автовокзалы) в аэропорту Минеральные Воды;

организация пассажирского и грузового сообщения на участке железной дороги Назрань - Грозный с учетом восстановления железнодорожной линии Слепцовская - Грозный, реконструкции участка Назрань - Слепцовская, развитием инфраструктуры вокзальных комплексов;

строительство транспортно-пересадочного узла в г. Гудермесе, реконструкция вокзального комплекса со строительством транспортно-пересадочного узла в г. Грозном;

реконструкция и модернизация железнодорожного пункта пропуска на границе Российской Федерации (г. Дербент) до 2027 года при условии определения источника финансирования.

В перспективе после 2030 года целесообразно строительство на территории Северо-Кавказского федерального округа второго железнодорожного выхода на г. Сочи путем строительства участков Роза-Хутор - Джегута и Невинномысск - Ставрополь. Необходимо до 2030 года разработать проектно-сметную документацию по реализации данного проекта.

К числу приоритетных направлений развития морского транспорта в Прикаспийском регионе относится развитие инфраструктуры глубоководных портов, одним из которых является Махачкалинский морской торговый порт, входящий в состав махачкалинского транспортного узла и международного транспортного коридора "Север - Юг".

Развитие Махачкалинского морского торгового порта осуществляется в рамках транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Значительные риски для увеличения грузопотока через указанный морской порт создает активизация железнодорожного сообщения на международном транспортном коридоре "Север - Юг". Одним из дальнейших вариантов развития морского порта после 2030 года может быть организация паромного сообщения на Каспии под российским флагом по маршрутам Махачкала - Иран и Махачкала - Туркменистан.

Потенциал развития круизного туризма в Каспийском регионе определяет необходимость строительства причалов для круизных и яхтенных судов на территориях гг. Дербента и Махачкалы.

Ключевым элементом обеспечения внешних пассажирских связей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с другими территориями Российской Федерации и с зарубежными странами выступает воздушный транспорт.

Среди приоритетных направлений развития воздушного транспорта выделяют:

создание мультимодального воздушно-железнодорожного хаба (транспортного узла) в аэропорту Минеральные Воды;

организацию воздушно-железнодорожного хаба (транспортного узла) в аэропорту Уйташ (г. Махачкала);

завершение реконструкции аэропортов Уйташ, Шпаковское, Нальчик, Беслан, Грозный, Магас;

создание аэропортов бизнес-авиации на приоритетных туристских территориях (г. Дербент и другие).

Основными инструментами реализации приоритетных направлений развития магистральной транспортной инфраструктуры являются включение проектов в транспортную часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также финансирование отдельных проектов через инвестиционные программы естественных монополий.

Необходимой материальной базой для развития перевозок в Северо-Кавказском федеральном округе является создание сети транспортно-логистических комплексов, выполняющих накопительно-распределительные функции в отношении товаропотоков и переработку транзитных потоков.

Крупный транспортно-логистический комплекс, который должен обеспечить переработку грузов с ориентацией на рынки других регионов Российской Федерации, может быть создан в районе г. Минеральные Воды, такой же комплекс с ориентацией на переработку международных грузов - в районе г. Махачкалы.

Региональные и локальные транспортно-логистические центры могут быть созданы во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, прежде всего для хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Проекты развития транспортно-логистических комплексов являются инвестиционными и могут быть реализованы частными инвесторами с привлечением системных мер государственной поддержки.

Одним из приоритетов развития транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа должен быть постепенный переход на технологии с минимальным воздействием на окружающую среду (переход на газомоторное топливо, развитие электротранспорта и т.д.). Это особенно важно в условиях задач по сохранению уникальной природной среды Северо-Кавказского федерального округа, развитию туризма и сельского хозяйства.

В условиях внешнего санкционного давления со стороны недружественных государств и необходимости развития торгово-экономических отношений с государствами Ближнего Востока и остальной части Азии стратегическое значение в масштабах всего государства приобретает участок международного транспортного коридора "Север - Юг" на территории Северо-Кавказского федерального округа, позволяющий осуществлять грузо- и пассажироперевозки в страны Персидского залива и Индийского океана.

Раскрытие потенциала международного транспортного коридора "Север - Юг" в настоящих реалиях рассматривается в качестве важного транзитного направления между странами Северо-Западной Европы, Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также как возможность дальнейшего развития евроазиатских перевозок по более короткому и экономичному маршруту.