Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.13. Требования охраны труда при работах на лавиноопасных участках железнодорожного пути

2.13. Требования охраны труда при работах на лавиноопасных

участках железнодорожного пути

2.13.1. При проведении мероприятий по устранению лавинной опасности и последствий схода снежных лавин на железнодорожный путь следует соблюдать Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [33], Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ [62], Инструкцию по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", а также его дочерних и зависимых обществах [79], Правила электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей [37] и настоящие правила.

2.13.2. Начальник дистанции пути, его заместитель, главный инженер, начальники участков, старшие дорожные мастера, дорожные мастера, мастера по земляному полотну, мостовые мастера, работники противолавинной станции должны знать и постоянно наблюдать за состоянием лавиноопасных участков пути.

2.13.3. Установку снегомерных реек в лавиносборах необходимо производить в летне-осенний период. Дорожный мастер организует установку снегомерных реек работниками скально-обвальной бригады группой в составе не менее двух человек. При необходимости применения специального альпинистского снаряжения для установки рейки, работы должны выполняться с привлечением специализированной организации. В случае повреждения реек или их сноса лавиной они должны восстанавливаться на прежнем месте.

2.13.4. Производить работу на лавиноопасном участке необходимо в интервале между движением поездов.

2.13.5. Перед производством работ в начале и конце лавиноопасного участка пути с правой стороны по направлению движения поездов на расстоянии 500 м от границы выявленных или возможных лавинных образований необходимо установить сигнальные знаки "Начало лавиноопасного участка" и "Конец лавиноопасного участка".

2.13.6. С наступлением лавиноопасного периода периодичность обходов опасных участков устанавливается приказом руководителя структурного подразделения. Во время продолжительных (12 часов и более) и сильных (при скорости ветра 15 м/с и более) метелей, интенсивных снегопадов (высота снежных отложений более 20 см за сутки), резких потеплений или выпадения мокрого (влажного) снега при температуре воздуха, близкой к 0 °C, мастер по земляному полотну устанавливает усиленное круглосуточное дежурство обходчиков железнодорожных путей для своевременного выявления схода снежных лавин на железнодорожный путь и принятия мер по расчистке лавинных завалов.

2.13.7. В непосредственной близости от лавиноопасных участков должны оборудоваться освещаемые и отапливаемые пункты обогрева для обходчиков железнодорожных путей, соединенные временной телефонной связью с ближайшим дежурным по станции. Пункты обогрева (модульные пункты) должны размещаться вне зоны схода лавин.

2.13.8. Для обеспечения видимости участков возможного схода лавин в темное время суток они должны быть оборудованы прожекторными установками.

2.13.9. Работники структурного подразделения при обнаружении признаков возможного схода лавин (мощные снежные карнизы, массовое скатывание снежных комьев и прочее) или уже сошедших на путь снежных масс обязаны:

уведомить дежурного соседней станции об обнаружении схода снежной лавины на железнодорожный путь, с указанием километра и пикета;

уведомить начальника и диспетчера структурного подразделения о сходе лавины;

оградить внезапно возникшее место препятствия сигналами остановки.

2.13.10. В солнечные дни весной (до схода снега со склонов) производить работу в пределах лавиноопасных участков пути следует в первой половине дня (до 12 часов местного времени).

2.13.11. При разделке снеговых откосов после очистки пути снегоочистителями в снеговых откосах должны быть сделаны ниши на расстоянии 20 - 25 м одна от другой с расположением их в шахматном порядке для возможности размещения в них работников при пропуске поездов. Размеры ниши должны определяться в каждом отдельном случае количеством работников, но быть глубиной не менее 0,75 м и шириной не менее 2 м.

2.13.12. При расчистке пути от снега вручную руководитель этих работ обязан:

провести целевой инструктаж по охране труда и о порядке выполнения работ;

наметить маршруты следования групп к местам работы и их выхода в безопасную зону;

выставить вне опасной зоны наблюдателей, следящих за состоянием снежного пласта на склоне и падением снежных карнизов, и установить порядок подачи ими звуковых сигналов в случае опасности;

разделить работников на группы не более 12 человек и назначить старших групп. Старший группы должен иметь список группы и наблюдать за состоянием снежного пласта на склоне. При возникновении опасности он должен принять меры к немедленному выводу работников из опасной зоны.

2.13.13. В целях предупреждения несчастных случаев в лавиноопасный период запрещается:

производить без крайней необходимости ремонтные путевые работы в лавиноопасный период;

работать во время снегопада, метели, дождя, продолжительной (более двух суток) оттепели, в условиях плохой видимости;

в одиночку передвигаться по железнодорожному пути;

создавать скопления работников или транспорта в зоне возможного схода лавин;

валка деревьев на каменистых и лавиноопасных склонах.

2.13.14. При попадании кого-либо из работников в лавину члены бригады, в которой работал пострадавший, должны:

проследить за направлением падения пострадавшего, чтобы определить место его поисков;

по команде руководителя работ приступить к спасательным работам;

при обнаружении пострадавшего оказать ему первую помощь.