Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Требования к путевым машинам, производственному оборудованию, приспособлениям и инструменту, их размещению и организации рабочих мест

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ПУТЕВЫМ МАШИНАМ, ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ

ОБОРУДОВАНИЮ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ И ИНСТРУМЕНТУ, ИХ РАЗМЕЩЕНИЮ

И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

4.1. Путевые машины должны соответствовать требованиям, нормам, параметрам и показателям безопасности, установленным ГОСТ 32216 [105], СП 2.5.1336-03 [13].

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 25.11.2015 N 2757р)

(см. текст в предыдущей редакции)

На эксплуатируемых путевых машинах должны проводиться необходимые работы по приведению их в соответствие с требованиями нормативных документов.

Технологическое оборудование, приспособления и инструмент должны соответствовать ГОСТ 12.2.003 [106], ГОСТ 12.2.029 [107], ГОСТ 12.2.061 [108], ГОСТ 12.2.062 [109], а также межотраслевым правилам по охране труда при соответствующих видах работ и другим стандартам и техническим условиям на отдельные виды оборудования и инструменты. Каждая машина, станок, агрегат, стенд, установка должны иметь технический паспорт и инвентарный номер. Нестандартизированное оборудование должно быть снабжено принципиальными схемами, руководством (инструкцией) по эксплуатации и другой технической документацией, содержащей требования безопасности.

Новые машины, механизмы, транспортные средства и другое технологическое оборудование должны иметь сертификат соответствия и (или) декларацию о соответствии. Новое или установленное после капитального ремонта оборудование может быть сдано в эксплуатацию только после приемки его комиссией под председательством начальника или главного инженера структурного подразделения.

4.2. Путевые машины, технологическое оборудование производственных баз и другое оборудование необходимо содержать в исправном состоянии. Оборудование на производственных базах должно размещаться в предусмотренных технологическим процессом местах, не мешать работе, свободному проходу и проезду.

Перед началом эксплуатации, а в дальнейшем периодически в установленные сроки путевые машины и технологическое оборудование должны осматриваться и проходить соответствующие испытания, техническое обслуживание и ремонт.

Все путевые машины, звеносборочные и звеноразборочные линии и другое технологическое оборудование должны иметь руководства (инструкции) по эксплуатации, содержащие требования безопасности при их эксплуатации и обслуживании. Инструкции или выписки из них необходимо вывешивать на рабочих местах.

Машины, механизмы, станки и другое технологическое оборудование должны приводиться в действие и обслуживаться работниками, за которыми они закреплены распорядительными документами по структурному подразделению.

К производству работ должны допускаться машины и механизмы, освидетельствованные и испытанные в установленном порядке, полностью укомплектованные в соответствии с руководствами (инструкциями) по их эксплуатации.

4.3. Все путевые машины должны быть оснащены в соответствии с технической документацией исправными средствами коллективной защиты работников: блокирующими и ограждающими устройствами, заземлением и другими средствами.

На путевых машинах с электрооборудованием должны быть специальные средства защиты (резиновые диэлектрические ковры, резиновые диэлектрические галоши и резиновые диэлектрические перчатки в соответствии с техническими условиями, инструмент с изолирующими рукоятками), отвечающие требованиям Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках [110].

4.4. На путевых машинах, технологическом оборудовании звеносборочных и звеноразборочных линий и другом оборудовании, поверхностях ограждений и других защитных устройств, а также пожарной технике должны быть нанесены знаки безопасности труда и сигнальные цвета по ГОСТ Р 12.4.026 [78] и Положению о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта [101].

4.5. В целях предупреждения работников, обслуживающих путевые машины тяжелого типа, об опасности приближения к находящимся под напряжением проводам контактной сети и воздушной линии на всех машинах на высоте 3,5 м над уровнем головки рельсов у лестниц и люков, ведущих на крышу машины, должен быть нанесен предупреждающий знак "Остерегайся контактного провода". Указанный знак наносят на боковые стойки или кабины управления.

Подниматься на крышу путевой машины при нахождении на электрифицированных участках железнодорожного пути запрещается.

4.6. Путевые машины, дрезины и другой специальный железнодорожный подвижной состав должен быть укомплектован соответствующими исправными огнетушителями и пожарным оборудованием в соответствии с Нормами оснащения объектов и подвижного состава первичными средствами пожаротушения [55], сигнальными приборами (щитами, ручными сигнальными фонарями, флагами, указателями и знаками), а для подачи звуковых сигналов - духовым рожком, комплектом петард. Петарды должны храниться в специально отведенных для этого местах.

4.7. На звеносборочных и звеноразборочных линиях должна быть предусмотрена защита при сбросе скреплений и других материалов, в случае отрыва и падения шпал.

4.8. Звеносборочные и звеноразборочные линии должны быть оборудованы системой аварийного отключения всей линии и сигнализацией, предупреждающей о неисправности отдельных агрегатов. Произвольное включение механизмов должно быть исключено.

Расположение и конструкция органов управления должны исключать возможность случайного переключения их во время работы.

Все органы управления должны быть снабжены фиксаторами. На щитах и пультах управления должны быть четкие надписи и обозначения.

4.9. Все движущиеся части, трансмиссии, вращающиеся механизмы, передаточные, цепные, зубчатые и червячные передачи, валы, барабаны, канаты и др. должны иметь надежное ограждение и прочное закрепление.

Оборудование и механизмы не должны иметь выступающих деталей, которые не обеспечивают безопасной работы и могут привести к травмам.

4.10. Устройство, содержание и эксплуатация электрических установок и оборудования, электроинструмента, передвижных электростанций, металлических распределительных коробок и переносных электрических светильников должны соответствовать ГОСТ Р 12.1.019 [86], ГОСТ 12.2.013.0 [111], ГОСТ Р МЭК 60745-1 [112], Правилам устройства электроустановок [53], Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей [34] и Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок [35] и периодически подвергаться проверке, испытаниям с регистрацией в соответствующих журналах.

4.11. Электрооборудование, а также технологическое оборудование и механизмы, которые могут оказаться под напряжением (корпуса электродвигателей, электрических аппаратов, защитные кожухи рубильников, реостатов и других механизмов и оборудования), должны иметь заземление ("зануление"). Заземление должно быть хорошо видно. Шкафы электрооборудования в нормальном положении должны быть закрытыми.

4.12. Грузоподъемные краны и механизмы, сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты), съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы и другие приспособления) необходимо эксплуатировать и испытывать в соответствии с Правилами безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения [83].

4.13. Грузоподъемные краны, машины и механизмы должны быть снабжены табличками с обозначением регистрационного номера, паспортной грузоподъемности и даты следующего частичного и полного технического освидетельствования.

Масса поднимаемого груза не должна превышать грузоподъемности грузоподъемной машины и механизма.

4.14. Съемные грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом, иметь клейма или металлические бирки с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания и подвергаться периодическим осмотрам в следующие сроки:

грузоподъемные траверсы, грузозахватные клещи и других захватов и тары - каждый месяц;

стропы (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;

редко используемые съемные грузозахватные приспособления - перед началом работ.

4.15. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений браковку стропов проводят в соответствии с нормами их браковки. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.

4.16. Руководители структурного подразделения (начальник, главный инженер) должны обеспечить содержание грузоподъемных кранов, домкратов, съемных грузозахватных приспособлений и тары, находящихся в их ведении, в исправном состоянии, а также безопасные условия их работы путем организации надлежащего производственного контроля, освидетельствования, ремонта и обслуживания.

В этих целях руководитель структурного подразделения приказом по организации должен назначить из числа аттестованных специалистов, ответственных за:

осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений (грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары);

содержание подъемных сооружений (кранов) в работоспособном состоянии;

безопасное производство работ с применением подъемных сооружений (кранов).

Все освидетельствования и испытания домкратов должны производиться под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений.

Периодическая проверка знаний у ответственных лиц, а также обучение и периодическая проверка знаний работников, обслуживающих грузоподъемные машины и механизмы (машинистов, крановщиков, стропальщиков и других работников), безопасным методам ведения работ проводится в соответствии с Правилами безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения [83].

4.17. Вращающиеся части грузоподъемных машин и механизмов должны быть ограждены. Не допускается работать на машинах с неисправным или снятым ограждением вращающихся частей, а также оставлять работающие механизмы без надзора.

4.18. На каждом домкрате должны быть указаны инвентарный номер, грузоподъемность и принадлежность участку или другому подразделению и даты очередных освидетельствований и испытаний. Домкраты должны иметь паспорт и руководство (инструкцию) по эксплуатации.

4.19. Текущее техническое обслуживание всех домкратов должно производиться через каждые 10 дней. При этом детально необходимо проверять состояние ограничителей выхода винта (штока), плотность соединений и манжет, исправное действие предохранительных устройств и других деталей. При невозможности устранить неисправности на месте домкраты следует отправлять в ремонт. Работа неисправным домкратом не допускается.

4.20. Периодическое техническое освидетельствование домкратов всех типов должно производиться не реже чем через 12 месяцев с полной их разборкой для контроля технического состояния всех частей и записью в журнал, с последующим нанесением на домкрат его грузоподъемности, инвентарного номера и даты очередных испытаний.

Статические испытания при техническом освидетельствовании гидравлических, пневмогидравлических и пневматических домкратов должны производиться под нагрузкой, превышающей предельную грузоподъемность домкратов на 10% при верхнем положении штока (плунжера) в течение 10 мин.

4.21. Паровые и водогрейные котлы должны эксплуатироваться и испытываться в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением [88] и Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,7 кгс/см2, водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 115 °C [114].

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 25.11.2015 N 2757р)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.22. Теплопотребляющие установки, трубопроводы пара и горячей воды необходимо эксплуатировать и испытывать в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением [88], Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок [116] и Правилами техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей [117].

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 25.11.2015 N 2757р)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.23. Эксплуатация водопроводных, канализационных и очистных сооружений и сетей должна производиться согласно ГОСТ 12.3.006 [118] и Межотраслевым правилам по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства [119].

4.24. Компрессорные установки и воздухопроводы следует эксплуатировать и испытывать в соответствии с ГОСТ 12.2.016 [120] и Правилами устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов [121].

4.25. Пневматическое оборудование, механизмы и инструменты, применяемые при выполнении работ, должны быть испытаны в установленном порядке и опробованы перед началом работ.

Запрещается пользоваться установками и аппаратами, работающими под давлением, при отсутствии или неисправности манометров и предохранительных клапанов.

4.26. Баллоны, воздушные резервуары на специальном железнодорожном подвижном составе и другие сосуды, работающие под давлением, должны эксплуатироваться и испытываться в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением [88], и Правилами надзора за воздушными резервуарами подвижного состава железных дорог Российской Федерации [122].

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 25.11.2015 N 2757р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не допускается эксплуатировать баллоны с просроченным или неизвестным сроком гидравлического испытания, не имеющие установленных клейм, с неисправными вентилями, сорванной резьбой на штуцерах, без башмаков, с механическими повреждениями (трещины, вмятины).

4.27. Котлы, печи, газовое оборудование и другие агрегаты, работающие на газовом топливе, необходимо эксплуатировать в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций [123].

4.28. Эксплуатация конвейеров, транспортеров должна осуществляться в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия) [124].

4.29. Оборудование (станки, механизмы, прессы и другое оборудование) должно быть установлено на виброизолирующих фундаментах или на основаниях, тщательно выровнено и закреплено, а также иметь удобные подходы к оборудованию для осмотра, смазывания и текущего ремонта.

4.30. Зубчатые и ременные передачи, а также другие вращающиеся части оборудования, расположенные в доступной зоне, должны быть ограждены.

4.31. Верстаки, столы и стеллажи должны быть прочными, устойчивыми и иметь высоту, удобную для работы.

Поверхность верстаков необходимо покрывать гладким материалом (листовой сталью, алюминием, линолеумом).

Слесарные тиски должны быть прочно закреплены на верстаке, крепко захватывать зажимаемое изделие и иметь насечки на рабочей поверхности плоских планок губок тисков, округления с двух сторон отверстия головки винта тисков для предохранения рук от защемления и устройства, предотвращающие полное вывинчивание ходового винта тисков из гайки. Рукоятка тисков и накладные планки не должны иметь забоин и заусенцев.

4.32. Тиски на верстаках следует устанавливать на расстоянии не менее 1 м один от другого. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты работников от отлетающих осколков должны быть установлены защитные сетки высотой не менее 1 м. При двусторонней работе на верстаке сетку необходимо ставить в середине, а при односторонней - со стороны, обращенной к рабочим местам, проходам и окнам.

4.33. Абразивный инструмент, применяемый в заточных и обдирочно-шлифовальных станках, в ручных пневматических и электрических шлифовальных машинах, должен эксплуатироваться и испытываться в соответствии с ГОСТ Р 52588 [125], правилами и нормами безопасной работы с ним и подвергаться осмотру для установления отсутствия в нем дефектов и повреждений. Шлифовальные круги должны быть заключены в прочные защитные кожуха и до их установки на станок должны быть испытаны.

Электроинструмент должен храниться в сухом помещении и не подвергаться действию мороза, влаги и ударам. Круги должны храниться в вертикальном положении. Хранить абразивный инструмент в кладовых следует при температуре не ниже 5 °C при относительной влажности воздуха не более 65%.

Исправность инструмента, выдаваемого работникам, проверяется бригадиром пути или дорожным мастером наружным осмотром. Выдача и применение неисправного, изношенного и не соответствующего выполняемой работе инструмента не допускаются.

4.34. Испытания абразивных шлифовальных кругов на механическую прочность производят на специальных стендах, установленных в испытательных станциях (помещениях, участках), изолированных от основного производства. В помещении, где производится испытание шлифовальных кругов, другие работы не допускаются.

Испытания кругов на механическую прочность должны проводиться в соответствии с инструкцией по проведению испытаний кругов.

4.35. Испытательные стенды должны подвергаться техническому осмотру не реже одного раза в 2 месяца. Результаты осмотра должны регистрироваться в специальном журнале.

Проведение испытаний на неисправном стенде не допускается.

4.36. Результаты испытаний абразивного инструмента в структурном подразделении должны быть записаны в журнал с пронумерованными страницами, прошнурованный и скрепленный печатью.

На круге, выдержавшем испытание в структурном подразделении, должна быть сделана отметка краской или наклеен специальный ярлык на нерабочей поверхности с указанием: порядкового номера круга по книге, даты испытания, условного знака или подписи лица, ответственного за испытание.

4.37. Руководители структурного подразделения должны обеспечивать работников исправным, правильно заточенным инструментом. Неисправный и не соответствующий условиям работы инструмент подлежит немедленному изъятию и замене.

4.38. Ручной инструмент и приспособления ежедневного применения должны быть закреплены для индивидуального или бригадного пользования.

4.39. Приставные лестницы и стремянки должны быть учтены, иметь инвентарный номер, таблички о принадлежности к конкретному участку и на них должна быть указана дата следующего испытания.

В структурном подразделении должен вестись журнал учета приставных лестниц и стремянок с указанием сроков их испытаний.

Приставные лестницы должны быть со ступеньками, врезанными или вдолбленными в тетивы, и стянуты металлическими стяжками. Применение лестниц со ступеньками, пришитыми гвоздями, не допускается. Не допускается также наращивание лестниц. Длину лестницы принимают такой, чтобы можно было работать со ступеньки, находящейся от верхнего конца лестницы на расстоянии не менее 1 м.

Длина приставной лестницы должна быть не более 5 м. Нижние концы приставных лестниц должны иметь упоры в виде острых стальных наконечников для установки лестниц на землю (балласт, мягкий грунт), а при установке на твердое основание, гладкий и шероховатый полы (паркетный, плиточный, бетонный и другие) - башмаки из резины или другого нескользящего материала.

4.40. Приставные лестницы перед эксплуатацией необходимо испытать статической нагрузкой 1,2 кН (120 кгс), приложенной к одной из ступеней в середине пролета лестницы, находящейся в эксплуатационном положении.

В процессе эксплуатации деревянные лестницы необходимо испытывать один раз в шесть месяцев.

4.41. Лестницы, стремянки, трапы, сходни и мостики должны изготавливаться из доброкачественного лесоматериала хвойных пород не ниже второго сорта. Трап должен изготавливаться из досок толщиной не менее 40 мм.

Трапы и мостики должны быть жесткими и иметь крепления, исключающие возможность их смещения. Прогиб настила при максимальной расчетной нагрузке не должен быть более 20 мм.

При длине трапов и мостиков более 3 м под ними должны устанавливаться промежуточные опоры. Ширина трапов и мостиков должна быть не менее 0,6 м.

Трапы и мостики должны иметь поручни, закраины и промежуточный горизонтальный элемент. Высота поручней должна быть не менее 1 м, бортовых закраин - не менее 0,15 м, расстояние между стойками поручней - не более 2 м.

Трап должен быть проверен на грузоподъемность.

Трапы должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность.

Сходни должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 40 мм. Сходни должны иметь планки сечением 20 x 40 мм для упора ног через каждые 0,3 - 0,4 м.

Ширина сходней должна быть не менее 0,8 м при одностороннем движении и не менее 1,5 м - при двустороннем и иметь перильные ограждения высотой не менее 1 м.

На трапах, мостках, сходнях на видном месте следует указывать допустимую нагрузку.

Сходни закрепляются к устойчивым конструкциям.

Перед началом работы необходимо проверить исправность лестниц, стремянок, трапов, сходней, обеспечить их надежную установку.

4.42. Подвесные леса и подмости для работ на мостах должны быть устроены по проекту, утвержденному главным инженером структурного подразделения, прочно и надежно подвешены и ограждены перилами высотой не менее 1 м.

Подвесные леса и подмости после их монтажа могут быть допущены к эксплуатации только после того, как они выдержат испытания в течение 1 ч статической нагрузкой, превышающей нормативную на 20%. Подъемные подмости, кроме того, должны быть испытаны на динамическую нагрузку, превышающую нормативную на 10%. Результаты испытаний должны быть оформлены актом или записью в общем журнале работ.

В случаях многократного использования подвесных лесов и подмостей они могут быть допущены к эксплуатации без испытаний при условии, что конструкция, на которую они подвешиваются, проверена на нагрузку, превышающую расчетную не менее чем в 2 раза.

Ширина подмостей должна быть не менее 1 м.

Крючья для подвески подмостей должны быть заранее испытаны нагрузкой, вдвое превышающей рабочую с продолжительностью испытания не менее 15 мин. Испытание оформляется актом.

Диаметры стальных канатов для подъема лесов и люлек должны быть проверены расчетом и иметь запас прочности не менее девятикратного.

Выбраковку находившихся в работе стальных канатов (тросов) следует производить по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки согласно Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения [83].

Все ручные подъемные лебедки должны быть снабжены автоматически действующими двойными тормозными устройствами.

Люльки должны иметь плотный настил и сетчатые или дощатые ограждения с четырех сторон высотой не менее 1,2 м.

4.43. Размещение технологического оборудования должно соответствовать технологическим процессам. Расположение технологического оборудования, органов управления оборудованием и рабочих мест должно соответствовать ГОСТ 12.2.049 [126], ГОСТ 12.2.064 [127] и ГОСТ 12.2.061 [108].

4.44. Для работников структурного подразделения должно быть обеспечено удобное рабочее место, не стесняющее его действий во время выполняемой работы.

Рабочее место должно быть обеспечено достаточной площадью для размещения вспомогательного оборудования, а также необходимым инвентарем для хранения инструмента, оснастки, заготовок и обработанных изделий (стеллажи, столы, ящики).

4.45. Рабочие места должны находиться вне линии перемещения грузов грузоподъемными средствами.

4.46. Рабочие места, на которых производятся работы, представляющие опасность для работающих рядом или проходящих мимо работников, должны быть ограждены.

4.47. Рабочее место должно содержаться в чистоте. Уборка рабочих мест, проходов и проездов должна производиться в течение рабочего дня по мере накопления на рабочих местах отходов и после каждой смены.

4.48. Пусковая аппаратура должна обеспечивать быстроту и плавность включения оборудования и удобство пользования.

4.49. Крупное и длинномерное оборудование (транспортеры и другое оборудование) должно иметь кнопки остановки в нескольких местах. Кнопки остановки должны быть красного цвета и иметь надпись "Стоп".

4.50. Работники, обслуживающие конкретное технологическое оборудование на производственных базах, должны производить уборку стружки, обрезков, пыли и грязи в приямки под оборудованием или в специальную тару с использованием крючков, щеток.