V. Требования к хранению, транспортированию и складированию материалов верхнего строения железнодорожного пути для обеспечения охраны труда работников
V. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ И СКЛАДИРОВАНИЮ
МАТЕРИАЛОВ ВЕРХНЕГО СТРОЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
5.1. Для транспортирования материалов верхнего строения пути, изделий, узлов и деталей (далее - грузов) должны использоваться подъемно-транспортные средства.
5.2. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение грузов должны проводиться в соответствии с нормативными документами, приведенными в пункте 2.9.1 настоящих Правил, а также технической документацией, содержащей требования безопасности труда при производстве работ (технологическими процессами и картами, проектами производства работ, нормами и другими нормативными документами).
Способ укладки материалов, деталей и изделий на рабочем месте должен обеспечивать наибольшую устойчивость материалов, деталей и изделий и удобство строповки при использовании грузоподъемных машин и механизмов.
5.3. На местах производства погрузочно-разгрузочных работ с использованием грузоподъемных машин и механизмов должны быть вывешены утвержденные руководителем структурного подразделения схемы строповки (способы, точки, места крепления, подвешивания и обвязки груза к крюку грузоподъемной машины с помощью траверс, стропов, изготовленных из канатов, цепей и других материалов) и зацепки грузов при транспортировании их кранами, применения контейнеров, ящиков для транспортировки узлов и деталей. В технологических процессах (картах), устанавливающих требования к производству погрузочно-разгрузочных работ с использованием грузоподъемных механизмов, должны быть приведены схемы строповки.
5.4. Материалы верхнего строения пути, изделия и прочие грузы должны складироваться и храниться на специально подготовленных для этого площадках или стеллажах.
При укладке материалов верхнего строения пути в штабель необходимо применять прокладки, упоры и стойки. Способ и высота укладки штабелей должны определяться из условий устойчивости укладываемых материалов верхнего строения пути, предметов и удобства строповки при использовании грузоподъемных машин и механизмов, указанных в технологических процессах и картах.
5.5. На стеллажах, предназначенных для складирования деталей и материалов, должны быть четко нанесены предельно допустимые нагрузки.
Стеллажи, шкафы и подставки по прочности должны соответствовать массе укладываемых на них деталей и материалов.
Ширина проходов между стеллажами, шкафами и штабелями должна быть не менее 0,8 м.
5.6. Для складирования и транспортировки мелких деталей должна быть предусмотрена специальная тара, обеспечивающая безопасную транспортировку и удобную строповку при перемещении кранами.
5.7. Движение авто- и электрокаров, других транспортных средств на территории базы структурного подразделения должно производиться только по предназначенным для этих целей проездам со скоростью не более 10 км/ч, на технологических участках не более 5 км/ч, а в узких проходах и помещениях не более 3 км/ч. Скорость движения транспортных средств на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за угла здания, при переезде через железнодорожные пути, в местах интенсивного движения работников, при движении задним ходом, в узких проходах и помещениях не должна превышать 3 км/ч.
Транспортные дорожки должны быть обозначены габаритными линиями.
Все транспортные средства должны иметь противоугонные устройства и приспособления, предохраняющие транспортируемые грузы от падения.
Груз необходимо укладывать на середину платформы транспортного средства и закреплять от возможного скатывания при движении. Перевозимый груз не должен превышать грузоподъемности транспортного средства.
Движение транспортных средств на территории структурного подразделения должно производиться в соответствии со схемой движения транспортных средств, устанавливаемой на щитах на видных местах: у въездных ворот, на технологических участках и в других местах интенсивного движения транспортных средств. В местах интенсивного движения транспортных средств следует устанавливать знаки, организующие в нужном режиме движение транспорта и работников.
Схема движения транспортных средств, дорожные знаки должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290 [100], ГОСТ Р 52289 [128].
К работе на транспортных средствах (авто- и электрокарах, автомашинах) структурного подразделения допускаются лица, имеющие удостоверения на право управления этими средствами.
5.8. Площадки, отведенные под складирование материалов верхнего строения пути, должны быть спланированы, оборудованы твердым водонепроницаемым покрытием.
Площадки под штабели должны быть очищены от щепы, коры, опилок, сухой травы, мусора и другого горючего материала и по периметру территории окопаны или опаханы на ширину не менее 3 м.
Собранные звенья, шпалы, переводные и мостовые брусья должны складироваться в штабели в определенных местах с соблюдением установленных размеров и устройством противопожарных разрывов, подъездов, проездов (проходов).
5.9. В структурных подразделениях должен быть установлен перечень лиц, ответственных за хранение и выдачу легковоспламеняющихся, огнеопасных материалов, химических реактивов, пестицидов и ядовитых веществ. Допуск посторонних лиц к обращению с этими материалами запрещается.
Для их хранения и выдачи должны быть отведены специальные помещения, изолированные от других помещений, оборудованные вентиляцией.
5.10. Выдача легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов (бензин, керосин, спирт, лаки, краски, масла) должна производиться в емкости с плотно закрывающейся крышкой. Наполнять емкости легковоспламеняющимися и огнеопасными материалами необходимо в специально отведенном помещении структурного подразделения, безопасном в пожарном отношении.
5.11. Для сбора и хранения использованного обтирочного материала в структурных подразделениях должны быть установлены специальные металлические ящики с плотно закрывающимися крышками, которые должны иметь соответствующие надписи и очищаться специально выделенными работниками подразделения по мере их наполнения, но не реже одного раза в смену. Сжигать обтирочные материалы и другие отходы на территории подразделения запрещается.
5.12. Сбор мусора и отходов должен производиться в специальную тару (контейнер) с крышкой, размещенную в отведенных для нее местах. На таре (контейнере) должно быть указано ее назначение (наименование отхода производства), номер, собственная масса тары, наибольшая масса груза, для транспортирования которого она предназначена. По мере накопления мусор и отходы должны своевременно вывозиться.
5.13. Разгружать и перемещать рельсы, шпалы, пакеты шпал, скрепления, звенья рельсошпальной решетки необходимо после остановки железнодорожного подвижного состава, его закрепления и ограждения.
5.14. Рельсы должны укладываться на подошву в штабель пирамидальной формы высотой не более 2 м. Каждый верхний ряд штабеля по количеству рельсов должен быть меньше нижнего ряда на два рельса (на один от каждого края). Между рядами рельсов должны быть уложены деревянные прокладки толщиной не менее 50 мм: при рельсах длиной 12,5 м - 3 прокладки, при рельсах длиной 25 м - 6 прокладок. Концы прокладок не должны выступать за пределы штабеля более чем на 0,1 м.
Ширина штабеля рельсов должна быть в пределах действия грузоподъемной машины, позволяющей вертикальный захват и подъем рельсов без подтаскивания.
5.15. Штабель с рельсами должен располагаться на погрузочно-разгрузочной площадке параллельно железнодорожным путям или технологическим проездам с соблюдением габаритов приближения строений.
Расстояние от рельсов до наружной грани головки крайнего рельса должно быть не менее:
2,0 м при высоте складирования до 1,2 м;
2,5 м при высоте складирования более 1,2 м.
5.16. При размещении нескольких штабелей рельсов вдоль пути между ними должны предусматриваться разрывы не менее 2 м.
5.17. Накладки и подкладки укладываются в штабеля высотой не более 1,5 м. Остальные скрепления (болты, клеммы, шайбы) должны находиться в специальных контейнерах.
При загрузке деталей скреплений краном, оборудованным электромагнитной плитой, в бункеры не допускается нахождение работников и проведение каких-либо работ в зоне работы крана. Ширина бункера должна обеспечивать возможность использования электромагнитных плит.
При перемещении металлических деталей скреплений краном, оборудованным электромагнитной плитой, работникам запрещается находиться ближе 2 м от вертикали электромагнитной плиты (вертикали возможного падения груза).
При разгрузке металлических деталей скреплений электромагнитной плитой стропальщик должен указать машинисту крана место разгрузки скреплений, после чего отойти в безопасное, видимое машинисту крана место, и дать команду на перемещение электромагнитной плиты.
При производстве работ по разгрузке металлических деталей скреплений, монорегуляторов с использованием электромагнитной плиты и погрузке их в контейнеры запрещается:
прикасаться руками или другими частями тела к корпусу электромагнитной плиты;
находиться и допускать пребывание монтеров пути в полувагонах, на платформах, а также в зоне перемещения электромагнитной плиты с металлическими деталями скреплений;
подводить вручную включенную электромагнитную плиту к металлическим деталям скреплений;
отключение электромагнитной плиты на высоте более 0,5 м от пола полувагона (платформы) или поверхности складирования.
По окончании работы машинист крана должен опустить электромагнитную плиту на землю (пол, площадку) в специально отведенное для этого место. Оставлять груз и электромагнитную плиту в подвешенном состоянии запрещается.
5.18. Детали рельсовых скреплений из кордонита, текстолита, полиэтилена, резины, резинокорда и других неметаллических элементов должны храниться в крытых помещениях или под навесом с открывающейся крышей.
5.19. Складировать железобетонные и деревянные шпалы необходимо в штабели на специальных площадках. Для входа на штабель и схода с него должны применяться инвентарные приставные лестницы.
5.20. Железобетонные шпалы, выгружаемые из полувагона, должны укладываться сразу на площадку складирования без дополнительной перекладки. Железобетонные шпалы необходимо укладывать в штабели горизонтальными рядами подошвой вниз. Высота штабеля железобетонных шпал на производственных базах ПМС должна быть не более 5 м, на производственных базах дистанций пути не более 1,5 м.
Между рядами шпал типов I и III должны быть уложены деревянные прокладки толщиной от 40 до 50 мм, для шпал типа II - не менее 90 мм, расположенные в углублениях подрельсовых площадок на расстоянии от 550 до 600 мм от торцов шпал. Расстояния между штабелями шпал должны быть не менее одного метра.
5.21. Размеры штабелей деревянных шпал не должны превышать по длине и ширине две длины шпалы, а по высоте - 4 м.
Штабели шпал должны быть сформированы в группы. Количество штабелей шпал в группе не должно превышать 12. Разрывы между штабелями шпал в одной группе должны быть не менее 2 м, а между группами - 40 м.
5.22. Места хранения деревянных шпал на открытых складах верхнего строения пути должны соответствовать требованиям СП 153.13130 [129].
Площадка под штабели должна быть очищена от сухой травы и другого горючего материала. Территория вокруг групп штабелей на расстоянии не менее 3 м от групп штабелей должна быть отделена противопожарной минерализованной защитной полосой шириной не менее 1,4 м.
Площадь размещения групп штабелей деревянных шпал следует принимать не более 4,5 га.
В разрывах между штабелями не допускается складирование сгораемых материалов, оборудования.
5.23. Складирование и хранение новых деревянных шпал, пропитанных антисептиками, необходимо производить на заасфальтированных или бетонных площадках, оборудованных по периметру водоотводными лотками с уклоном для стока дождевых вод.
К местам складирования новых деревянных шпал должен быть исключен доступ посторонних лиц и обеспечено освещение мест размещения шпал.
Дождевая вода из лотков должна собираться в бетонный колодец, при заполнении которого загрязненную дождевую воду следует перекачивать в очистные сооружения структурного подразделения.
5.24. Звенья рельсошпальной решетки, уложенные в штабель, не должны выступать за пределы его габарита. В случае выступа звена рельсошпальной решетки из штабеля, свисания отдельных шпал рельсошпальной решетки данное место должно быть ограждено до устранения выступа, свисания. Высота штабеля звеньев рельсошпальной решетки должна быть не более 4 м. Допускается увеличивать высоту штабеля звеньев рельсошпальной решетки, предусматривая дополнительные меры для предупреждения опасности падения работников с высоты (оборудование подмостей, площадок, мест крепления страховочных канатов и предохранительных поясов) в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте [40].
(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 25.11.2015 N 2757р)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.25. Путевое развитие склада балластных материалов и длина разгрузочного пути должны соответствовать объему складируемого балласта.
Высота штабеля балласта допускается до 6 м с уклоном на отводе к стрелочному переводу не круче 40 %о и при применении механизмов для подъема груза.
Балластные материалы (щебень, гравий, песок и др.) должны сопровождаться документацией, в которой указывается процентное содержание свободных асбестовых волокон в смеси.
5.26. Повышенные участки пути высотой 2,5 м и более должны быть оборудованы переходными мостиками, расположенными вдоль пути для безопасного доступа работников к люкам полувагонов, подлежащих разгрузке.
5.27. На разгрузку хоппер-дозаторы должны подаваться локомотивом вагонами вперед. Количество одновременно подаваемых под разгрузку вагонов зависит от длины разгрузочного пути и мощности локомотива, способного надвигать и удерживать состав на уклоне отвода. При подаче вагонов под разгрузку и обратном движении к стрелочному переводу включение автотормозов обязательно. Использовать тормозную магистраль подталкивающего локомотива для питания рабочей магистрали хоппер-дозаторов запрещается.
5.28. Разгрузочный путь должен быть тупиковым. В конце пути должен стоять металлический упор, который по мере накопления балласта поднимается вместе с путевой решеткой.
Скорость подачи вагонов под разгрузку в тупике должна быть не более 15 км/ч.
Во всех случаях отстоя вагонов на путях склада балласта под них должны укладываться тормозные башмаки. Запрещается оставлять вагоны на отводе, а также вместо тормозных башмаков подкладывать доски, камни и другие предметы.
5.29. При разовом подъеме и перемещении тяжестей вручную на расстояние не более 25 м, в течение рабочей смены, допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза не должна превышать для мужчин 15 кг, а при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) для мужчин 30 кг.
Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величин, указанных выше.
Перемещение тяжестей на расстояние более 25 м и массой более 30 кг должно проводиться с использованием средств механизации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей