Данный подраздел подготовлен по материалам Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины", представленных в отчете по НИР "Исследование и анализ подводных потенциально опасных объектов в северных морях Российской Федерации", С-Петербург, 2005.
Экспериментальные исследования показали, что при расстояниях между центром взрыва и бортом в 30 м или между центром взрыва и днищем более 50 м для зарядов до 700 кг, корпус корабля практически не получает остаточных деформаций.
При близких неконтактных (бортовых до 10 м, днищевых до 25 м) или контактных взрывах - упругие колебания корпуса могут являться причиной вторичных повреждений корабельных конструкций.
Большие силы инерции могут быть приложены к механизмам и приборам при общем перемещении корабля. За время действия подводного взрыва (для 500 кг тротила 0,02 с) корабль набирает скорость до 3 м/с (малые корабли). Ускорение его точек будет равно примерно 1500 м/с2 (
15 g), что соизмеримо с амплитудами качки корабля.
Исследования и боевой опыт войны показали, что большие ускорения и деформации имеют место лишь вблизи от района непосредственно воздействия взрыва. В этих местах деформации являются пластическими, а ускорения достигают 2000 - 5000 g и более. Однако уже на расстоянии 10 - 12 м и от центра взрыва заряда в 500 кг тротила остаточные деформации являются малыми, а ускорения падают до (100 - 200) g. На расстояниях в 5060 м от центра взрыва ускорения равны лишь (1 - 10) g.
По мере удаления центра взрыва от поверхности корабля степень повреждений уменьшается, а площадь борта, охваченного повреждениями такого типа, увеличивается.
Местные повреждения сменятся все более общими. Вместе с тем местные повреждения и при данном положении центра взрыва переходят в общие перемещения, общие деформации как пластические, так и упругие. При некотором, для заданного веса взрывчатых веществ, расстоянии между бортом или днищем и центром взрыва остаточные деформации не наблюдаются. Для донных взрывов эти расстояния обычно больше, чем для бортовых.
При удаленном неконтактном подводном взрыве скорость воды у борта или днища корабля весьма мала. Так, при заряде G = 500 кг (тротила), R = 63 м, Pmax = 90 кг/см2. Как показывает опыт, при таких условиях наблюдаются только легкие вмятины в случае донного взрыва.
Опыты с подводной защитой корабля показали, что при не очень удаленном неконтактном подводном взрыве повреждения получаются большими, чем при контактном. Особенно эффективный взрыв имеет место при расстоянии между центром заряда и бортом, рассчитанным по формуле:
где: G - масса ВВ, кг, Rэ - расстояние до центра взрыва ВВ, м.
Энергия в единице объема корабля в данной его точке пропорциональна энергии, сообщенной ему при взрыве. При подводном взрыве происходит процесс распространения энергии заряда по жидкой среде и по конструкции корабля. При этом энергия в единице объема убывает пропорционально этому объему.
Энергия единицы объема пропорциональна энергии заряда, и, соответственно, весу заряда:
Коэффициент Cm является плотностью энергии, отнесенной к значению ее в точке на корпусе корабля на расстоянии 1 м от центра взрыва заряда G = 1 кг. Cm выражается в кг/м3.
Коэффициенты Cm при подрыве геометрически подобных зарядов из одинакового ВВ в одинаковой среде в соответственных точках одинаковы.
Для получения характерных значений Cm используются данные о повреждении кораблей подводным взрывом:
повреждения от бортовых подводных взрывов;
повреждения от донных подводных взрывов;
В таблице 9.5 приведены опытные данные о повреждениях надводных кораблей подводными взрывами.
Наименьшие значения Cm, при которых корабли получают различные виды повреждений, обозначены через Com, при этом расстояние R от центра взрыва, на котором возможны различные поражающие эффекты, можно определить из формулы:
Так, по данным, приведенным в, при Com = 5,0 повреждаются броневые переборки подводной защиты от мин для проекта 23, при Com = 4,64 наблюдаются повреждения второй переборки, при Com = 2,8 повреждается первая переборка и броневая, при Com < 1,95 - пробоина первой переборки, при Com = 0,88 - пробоина наружной обшивки и повреждение первой переборки, при Com = 0,49 - пробоина наружной обшивки и течь первой переборки, при Com = 0,3 - трещины наружной обшивки, при Com = 0,15 - пробоина в борту, при Com = 0,09 - водотечность наружной обшивки.
Таблица 9.5. Опытные данные о донных подрывах надводных кораблей
Вмятины и водотечь, прогиб на миделе от общего изгиба 650 мм |
|||||
Пробито первое днище, повреждено второе днище, которое впоследствии сломается от общего изгиба |
|||||
Исходя из указанного выше, в выражении (25) можно определить значение Com для каждого характерного повреждения корпуса надводного корабля в результате донного подрыва ВВ, массой G, кг, на расстоянии R, м от борта или днища корабля в соответствии с данными таблицы 9.6.
Таблица 9.6. Расчетные выражения для оценки повреждений надводных кораблей донными взрывам
Перечень наиболее опасных ППОО на дне северных морей (территория Российской Федерации), не зарегистрированных в Реестре ППОО, представлен в таблице 9.7.
Приведенные в таблице данные эффективных радиусов поражения морских транспортных средств (надводных, подводных) в результате подрыва взрывчатого материала в трюмах затопленных кораблей показывают, что механические деструктивные эффекты на надводных и подводных кораблях наблюдаются на весьма незначительных расстояниях от места взрыва. Предельные значения эффективных радиусов поражения не превышают, в большинстве случаев, 40 метров при массе взрываемого ВВ 5 тонн.
Пример расчета расстояний для характерных повреждений элементов надводных кораблей от массы взрывчатого вещества при донных подводных взрывах приведен в приложении 3 к Методическим рекомендациям.
Таблица 9.7. Корабли и суда на дне северных морей Российской Федерации, обладающие повышенной взрывоопасностью
(ш = 69°21'; д = 35°27') |
||||
(ш = 72°40'; д = 20°20') |
||||
(ш = 72°21'; д = 28°26') |
||||
(ш = 72°13'; д = 32°10') |
||||
(ш = 70°28'; д = 35°44') |
||||
(ш = 71°01'; д = 36°00') |
||||
(ш = 71°46'; д = 34°30') |
||||
(ш = 72°31'; д = 37°31') |
||||
(ш = 73°52'; д = 77°40',5) |
||||
(ш = 75°30'; д = 27°10') |
||||
(ш = 76°24'; д = 41°30') |
||||
(ш = 73°30'; д = 43°00') |
||||
(ш = 73°15'; д = 30°29') |
||||
(ш = 72°25'; д = 80°36') |
||||
(ш = 75°43'; д = 89°38') |
||||
(ш = 76°51'; д = 92°29') |
||||
(ш = 75°48'; д = 83°52') |
||||
(ш = 73°22'; д. = 24°45') |
||||
(ш = 69°29'; д = 35°12') |
||||
(ш = 69°28'; д = 34°19') |
||||
(ш = 69°04'; д = 36°40') |
||||
(ш = 69°36'; д = 35°29') |
||||
(ш = 69°21'; д = 33°38') |
||||
(ш = 69°41'; д = 33°17') |
||||
(ш = 73°22'; д = 66°35') |
||||
(ш = 73°22'; д = 22°30') |
||||
(ш. = 70°30', д. = 30°58') |
||||
(ш. = 68°15', д. = 40°36') |
||||
(ш. = 70°27', д. = 21°39') |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей