Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Код мероприятия

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Минимальное время 1 мероприятия, час

Кратность реализации мероприятия

Форма реализации мероприятия

Специалисты, реализующие мероприятия

Социально-психологическая диагностика

Первичная социально-психологическая диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя);

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений высших психических функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических методик и личностных тестов;

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностной сфер методами аппаратно-программной диагностики;

- исследование крупной и мелкой моторики нейропсихологическими методами;

- исследование крупной и мелкой моторики методами аппаратно-программной диагностики;

- исследование речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида при помощи пато- и нейропсихологических методик;

- формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать:

оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

рекомендации по социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

индивидуальный план социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации, их количества и др.

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Итого

1,0

1

Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика

- беседа с ребенком-инвалидом, в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации;

- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью);

- проведение диагностических методик для оценки уровня развития высших психических функций, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь"), включая:

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений высших психических функций, эмоционально-волевых, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических методов, а также личностных методик (опросники, тесты) с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования;

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностной сфер методами аппаратно-программной диагностики;

- исследование крупной и мелкой моторики нейродиагностическими методами;

- исследование крупной и мелкой моторики методами аппаратно-программной диагностики;

- исследование речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида с помощью пато- и нейропсихологических методов;

- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать:

оценка социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

оценка эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей);

рекомендации по дальнейшей социально психологической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Итого

1,0

1

Итого по мероприятию

2,0

2

Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя

- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-психологической реабилитации и абилитации;

- информирование об организациях, реализующих мероприятия по социально-психологической реабилитации и др.

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, врач-психотерапевт

Итого по мероприятию

0,5

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Психологическое консультирование ребенка-инвалида, родителя/законного представителя

Индивидуально-личностное психологическое консультирование

консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая:

- формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности);

- формирование (восстановление) социальных навыков;

- обучение навыкам сотрудничества у ребенка-инвалида и установление руководящего контроля в процессе взаимодействия с ним;

- коррекцию пищевого поведения ребенка-инвалида;

- коррекцию агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции;

- коррекцию стереотипий посредством их гашения, замещения и др.;

- формирование (восстановление) функциональной и альтернативной коммуникации, в том числе посредством тренинга функциональной коммуникации;

- коррекцию агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции;

- коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др.

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, врач-психотерапевт

Итого

1,0

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Семейное консультирование

консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений и др.

Итого

1,0

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Итого по мероприятию

3,0

2

Диапазонный показатель

1 - 3

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком-инвалидом

- коррекция и развитие высших психических функций посредством пато- и нейрокоррекционных методов;

- коррекция и развитие высших психических функций с использованием аппаратно-программных методов;

- коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами;

- коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами;

- формирование (восстановление) социальных навыков;

- обучение навыкам сотрудничества и установление руководящего контроля;

- коррекция агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции;

- коррекция пищевого поведения;

- обучение ребенка-инвалида осознанию своих телесных границ в целях безопасности при взаимодействии с людьми, а также осознанию телесных границ других людей;

- развитие мелкой и крупной моторики, в том числе аппаратно-программными методами;

- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами и др.;

- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) аппаратно-программными методами и др.

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Итого по мероприятию

0,5

10

Диапазонный показатель

5 - 15

Социально-психологические тренинги с ребенком-инвалидом

- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума;

- развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.);

- формирование (восстановление) функциональной коммуникации посредством тренинга функциональной коммуникации и др.

Индивидуальная, групповая

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Итого по мероприятию

1,5

2

Диапазонный показатель:

1 - 3

Социально-психологическое просвещение родителя/законного представителя

- профилактика развития психологических нарушений посредством повышения у ребенка-инвалида и его родителей (законных представителей) психологической грамотности и социально психологической компетентности, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др., в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций и др.

Групповая

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Итого по мероприятию

0,5

1

Диапазонный показатель

1 - 2

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ

18

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:

11 - 25