Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации

Код мероприятия

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Минимальное время 1 мероприятия, час

Кратность мероприятия

Форма реализации мероприятия

Специалисты, реализующие мероприятия

Социально-педагогическая диагностика

Первичная социально-педагогическая диагностика

- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК), педагогическая характеристика, заключение логопеда и др.);

- сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя), анкетирования (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью);

- проведение педагогического (логопедического/дефектологического) обследования, направленного на определение навыков самообслуживания, передвижения в быту (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность"):

уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.);

уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности, в целом;

уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом;

предпочтений и интересов у ребенка-инвалида;

уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной аугментированной коммуникацией и/или русским жестовым языком, письменной и устной речью;

уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида (исследование праксиса и др.);

уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи, программирования речевых функций, наличие персеверации и др.) у ребенка-инвалида;

- формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего:

оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования;

рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

индивидуальный план социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании ТСР и ассистивно-коммуникативных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др.

Индивидуальная

Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог

Итого

1,0

1

Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика

- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью);

- проведение педагогического (логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и

отношения", "Главные сферы жизни"), включая определение:

уровня развития у ребенка-инвалида базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.);

уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной аугментированной коммуникацией и/или русским жестовым языком, письменной и устной речью;

уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида (исследование праксиса и др.);

уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи, программирования речевых функций, наличие персеверации и др.) у ребенка-инвалида;

- формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего:

оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики;

оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида;

рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации

Индивидуальная

Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог

Итого

1,0

1

Итого по мероприятию

2,0

2

Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя

Информирование о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- информирование о различных вариантах получения общего образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида);

- информирование о современных ТСР и ассистивно-коммуникативных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств ребенка-инвалида (при необходимости);

- информирование об организациях, осуществляющих обучение альтернативной аугментированной коммуникации;

- информирование об организациях, осуществляющих обучение русскому жестовому языку;

- информирование об организациях, оказывающих логопедическую помощь;

- информирование о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др.

Индивидуальная

Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей

Итого по мероприятию

1,0

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя

Консультирование по вопросам использования ТСР, ассистивно-коммуникативных и специальных учебных пособий для целей получения образования (при необходимости);

- консультирование по вопросам использования специальных учебных пособий, в том числе для речевого развития ребенка, для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- консультирование по разработке образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии (специальности);

- консультирование по выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности;

- консультирование по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекция чтении и письма и др.);

Индивидуальная

Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей

Итого по мероприятию

0,5

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Практические коррекционно-развивающие занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом

- восстановление (формирование) коммуникативных навыков, устной и письменной речи, в том числе обучение альтернативной аугментированной коммуникации и русскому жестовому языку;

- формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.);

- формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности;

- отработка навыков использования альтернативной аугментированной коммуникации и русского жестового языка;

- обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях;

- проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий:

развитие лексического строя речи;

развитие связного высказывания;

развитие умения составлять рассказ и пересказывать текст;

развитие грамматического строя речи и коррекция его нарушений;

развитие способности грамотно формулировать и задавать вопросы, отвечать на них;

улучшение общей разборчивости речевого высказывания;

развитие артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;

коррекция речедвигательных расстройств;

развитие артикуляционной моторики;

развитие речевого дыхания и голоса (силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в потоке речи);

развитие просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи);

развитие слухового контроля за звукопроизношением;

развитие фонематического восприятия и звукового анализа;

развитие умения дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне;

- проведение занятий по использованию ТСР и ассистивно-коммуникативными технологиями (коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты) для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.

Индивидуальная, групповая

Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей

Итого по мероприятию

0,5

18

Диапазонный показатель

10 - 26

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ:

22

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:

12 - 32