|
Социально-педагогическая диагностика
|
Первичная социально-педагогическая диагностика
|
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключения тифлопедагога, педагога-психолога, дефектолога и других специалистов);
- сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (включая адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.), при необходимости с привлечением родителя/законного представителя;
- проведение педагогического (дефектологического) обследования, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, электронные лупы и др.), а также с применением вербальных или адаптированных форм диагностического материала (отрицательная контрастность (60 - 100%), увеличенный размер изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) и др.) с опорой на слухоречевое и тактильное восприятие, направленного на определение:
уровня развития у ребенка-инвалида базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, счета, письма и правильного чтения (с использованием краткописи по Гебольду, рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости);
уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом;
уровня обучаемости и усвоения новой информации ребенком-инвалидом;
предпочтений и интересов у ребенка-инвалида;
уровня владения ребенком-инвалидом устной и письменной речью с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости);
уровня развития локомоторных функций у ребенка-инвалида (включая мелкую моторику) (при необходимости);
умения пользования компьютерными технологиями для слепых или слабовидящих;
- формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего:
оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования;
рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
индивидуальный план социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах тифлопедагога, а также в использовании ТСР и ассистивных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др.
|
|
|
Индивидуальная
|
Педагог-психолог, дефектолог/тифлопедагог, социальный педагог
|
|
|
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика
|
- анкетирование ребенка-инвалида (включая адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.) или с опорой на слуховой анализатор);
- проведение педагогического (дефектологического) обследования, при необходимости с использованием оптических средств коррекции, а также с применением вербальных или адаптированных форм диагностического материала (отрицательная контрастность (60 - 100%), увеличенный размер изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) и др.) с опорой на слухоречевое и тактильное восприятие, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"):
уровня развития у ребенка-инвалида базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, счета, письма и правильного чтения (с использованием краткописи по Гебольду, рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости)));
уровня владения ребенком-инвалидом устной и письменной речью с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости);
уровня развития локомоторных функций у ребенка-инвалида (включая мелкую моторику) (при необходимости);
умения пользования компьютерными технологиями для слепых или слабовидящих;
- формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего:
оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики;
оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида;
рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации
|
|
|
Индивидуальная
|
Педагог-психолог, дефектолог/тифлопедагог, социальный педагог
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя
|
|
- информирование о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
- информирование о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), склонностей и интересов ребенка-инвалида);
- информирование о современных ТСР и ассистивных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств ребенка-инвалида;
- информирование об организациях, осуществляющих обучение рельефно-точечному шрифту Брайля;
- информирование о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др.
|
|
|
Индивидуальная
|
Педагог-психолог, дефектолог/тифлопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей
|
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя
|
|
- консультирование по вопросам использования ТСР, вспомогательных технических устройств и специальных учебных пособий для целей получения образования;
- консультирование по разработке образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии (специальности));
- консультирование по выбору образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности;
- консультирование по профилактике формализма и вербализма знаний;
- консультирование по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития необходимых учебных навыков);
- консультирование по вопросам духовного воспитания и развития ребенка-инвалида и др.
|
|
|
Индивидуальная
|
Педагог-психолог, дефектолог/тифлопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей
|
|
Практические коррекционно-развивающих занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом
|
|
- восстановление (формирование) коммуникативных навыков;
- формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.);
- формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности;
- обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях;
- обучение и отработка навыков использования рельефно-точечного шрифта Брайля, краткописи (по Гебольду), в том числе с использованием компьютерных технологий;
- отработка навыков пользования ассистивными технологиями (коммуникаторы, устройства сканирования текста с речевым выводом и др.);
- занятия по использованию ТСР (устройства вербального дублирования информации, коммуникаторы и др.) и ассистивными технологиями для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;
- обучение пользованию ТСР и ассистивными технологиями для организации процесса обучения;
- обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.)
|
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Педагог-психолог, дефектолог/тифлопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей
|