В целях координации деятельности и методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с требованиями части 2.3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3799; 2019, N 52, ст. 7791) в рамках реализации полномочий, предусмотренных подпунктом 5.4.38 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117), и в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 5), приказываю:
внести следующие изменения в методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2021 года N 817/пр (далее - методические рекомендации):
1. Пункт 5.1.4 Раздела 5 "Рекомендуемая структура программы переселения" методических рекомендаций изложить в следующей редакции:
"5.1.4. приложения к программе переселения.
Разработку приложений к программе переселения рекомендуется осуществлять в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" (далее - Система).
Рекомендуемые формы приложений к программе переселения приведены в приложениях N 4 - 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
Реестр жилищного фонда (далее - реестр) рекомендуется составлять по форме согласно приложению N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
В реестр рекомендуется включать перечень аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года, либо перечень аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 года. Реестр рекомендуется формировать в разбивке по муниципальным образованиям на основании сведений об аварийном жилищном фонде, сформированных субъектами Российской Федерации и представленных в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с частями 6 - 6.1 статьи 17 Федерального закона.
В реестр также могут быть включены жилые здания, расселение которых планируется в том числе в рамках проектов КРТ.
В реестре рекомендуется предусматривать 3 основных раздела:
1) перечень аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года, либо перечень аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 года.
В разделе 1 рекомендуется предусмотреть два подраздела:
а) перечень аварийных многоквартирных домов, расселение которых осуществляется с участием средств Фонда.
б) перечень аварийных многоквартирных домов, переселение граждан из которых осуществляется в рамках иных программ и мероприятий субъекта Российской Федерации, финансирование которых за счет средств Фонда не осуществляется.
2) перечень аварийных многоквартирных домов и жилых зданий, расселяемых субъектом Российской Федерации за счет собственных средств и не включенных в раздел 1.
3) перечень жилых зданий, подлежащих расселению в рамках проектов КРТ.
Данный перечень может включать любые жилые здания, указанные в абзаце 4 пункта 2.1.1 настоящих Методических рекомендаций и расположенные на территориях, подлежащих КРТ.
В раздел 3 не рекомендуется включать аварийные дома из числа включенных в разделы 1 - 2.
При заполнении реестра субъекту Российской Федерации рекомендуется указывать следующую информацию:
в графе 1 - порядковый номер строки, содержащий сведения о доме;
в графе 2 - наименование муниципального образования, на территории которого расположен дом;
в графе 3 - почтовый адрес дома: населенный пункт, улица, номер дома, корпус;
в графе 4 - тип дома (многоквартирный/ИЖС/дом блокированной застройки);
в графе 5 - техническое состояние дома (аварийный/соответствующий критериям, установленным субъектом Российской Федерации);
в графе 6 - рекомендуется указать, является ли дом объектом культурного наследия (да/нет);
в графе 7 - год ввода дома в эксплуатацию в формате ГГГГ;
в графе 8 - дата признания дома аварийным либо ограниченно работоспособным в формате ДД.ММ.ГГГГ. Такая дата соответствует дате принятия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (абзац 7 пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 702; 2020, N 32, ст. 5269) (далее - Положение), в случае признания многоквартирного дома аварийным до 4 апреля 2015 года - дата решения, принятого межведомственной комиссией (пункт 47 Положения в редакции от 2 августа 2007 года N 494), либо дате принятия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о признании многоквартирного дома находящимся в ограниченно работоспособном техническом состоянии (пункт 3 Порядка признания многоквартирных домов находящимися в ограниченно работоспособном техническом состоянии, установленного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 610/пр от 26 августа 2021 года);
в графе 9 - указываются сведения об общей площади жилых помещений расселяемого дома;
в графе 10 - количество граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, площадь которых указана в графе 9;
в графе 11 - количество семей, подлежащих переселению из жилых помещений, площадь которых указана в графе 9;
в графе 12 - планируемая дата окончания переселения граждан, не превышающая срок, установленный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 и частью 11 статьи 16 Федерального закона для всех жилых зданий, включенных в перечень, за исключением жилых зданий, включенных в раздел "Перечень жилых зданий, подлежащих расселению в рамках проектов КРТ";
в графе 13 - площадь застройки дома;
в графе 14 - площадь земельного участка, сформированного под домом;
в графе 15 - кадастровый номер земельного участка, сформированного под домом;
в графе 16 - характеристика земельного участка (сформирован под одним домом/не сформирован), в текстовом формате.
Реестр жилищного фонда, расселяемого в рамках проектов комплексного развития территорий (далее - реестр домов КРТ), рекомендуется составлять по форме согласно приложению N 4.1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Реестр домов КРТ рекомендуется формировать в разбивке по муниципальным образованиям на основании сведений, отраженных в реестре, составленном по форме согласно приложению N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
В реестр домов КРТ включаются жилые здания, расселение которых планируется в рамках реализации проектов КРТ.
При заполнении реестра домов КРТ субъекту Российской Федерации рекомендуется указывать следующую информацию:
в графе 1 - порядковый номер строки, содержащий сведения о доме;
в графе 2 - наименование муниципального образования, на территории которого расположен дом, наименование проекта КРТ, основанное на месторасположении (адресном ориентире) территории, предназначенной для КРТ в соответствии с решением (договором) о КРТ;
в графе 3 - почтовый адрес дома, расположенного на территории, предназначенной для КРТ: населенный пункт, улица, номер дома, корпус;
в графе 4 - этап программы переселения (только для аварийных многоквартирных домов, расселение которых осуществляется с участием средств финансовой поддержки Фонда, включенных в приложение N 4);
в графе 5 - тип дома (многоквартирный дом/ИЖС/дом блокированной застройки);
в графе 6 - техническое состояние дома (аварийный/соответствующий критериям, установленным субъектом Российской Федерации);
в графе 7 - планируемая дата окончания переселения граждан;
в графе 8 - сведения об общей площади жилых помещений расселяемого дома;
в графе 9 - количество граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, площадь которых указана в графе 8;
в графе 10 - количество семей, переселяемых из жилых помещений, площадь которых указана в графе 8.
Реестр проектов КРТ рекомендуется составлять по форме согласно приложению N 4.2 к настоящим Методическим рекомендациям. Реестр проектов КРТ рекомендуется формировать в разбивке по муниципальным образованиям, которые участвуют в программе.
При заполнении Реестра проектов КРТ субъекту Российской Федерации рекомендуется указывать следующую информацию:
в графе 1 - порядковый номер строки, содержащий сведения о проекте КРТ;
в графе 2 - наименование муниципального образования, на территории которого планируется реализация проекта КРТ;
в графе 3 - этап программы переселения;
в графе 4 - дата принятия решения о КРТ;
в графе 5 - номер решения о КРТ;
в графе 6 - дата заключения договора КРТ;
в графе 7 - номер договора о КРТ;
в графе 8 - предельный срок реализации решения о КРТ;
в графе 9 - способ реализации решения о КРТ (торги/юридическое лицо, созданное (определенное) субъектом Российской Федерации);
в графе 10 - площадь территории КРТ;
в графе 11 - общая площадь жилых помещений домов, расположенных на территории КРТ;
в графе 12 - площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года;
в графе 13 - площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми в период с 1 января 2017 года до 1 января 2021 года;
в графе 14 - площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 1 января 2021 года;
в графе 15 - площадь жилых помещений многоквартирных домов, которые соответствуют критериям, установленным субъектом Российской Федерации (ограниченно работоспособные, предельный физический износ, прочие);
в графе 16 - площадь жилых помещений домов блокированной застройки, ИЖС;
в графе 17 - общая площадь жилых помещений в домах, которые могут быть созданы (построены);
в графе 18 - общая сумма расходов, планируемых на расселение аварийного жилищного фонда;
в графе 19 - внебюджетные источники финансирования - средства лиц, планируемые к расходованию на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах в целях реализации решения о КРТ;
в графе 20 - объем средств федерального бюджета;
в графе 21 - объем средств бюджета субъекта Российской Федерации;
в графе 22 - объем средств бюджета муниципального образования;
в графе 23 - расчетная сумма субсидии, предоставляемой за счет средств Фонда, на возмещение понесенных расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда лицам, заключившим договоры о КРТ, либо на оплату понесенных расходов юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о КРТ.
План реализации мероприятий программы переселения по способам переселения (далее - план реализации) рекомендуется составлять по форме согласно приложению N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
План реализации рекомендуется формировать на основании проведенного субъектами Российской Федерации анализа предложений муниципальных образований о выбранных способах реализации программы переселения.
При заполнении плана реализации субъекту Российской Федерации рекомендуется указывать следующую информацию:
в графе 1 - порядковый номер строки, содержащий сведения по муниципальному образованию;
в графе 2 - наименование муниципального образования (населенный пункт);
в графе 3 - расселяемая площадь жилых помещений. Рекомендуется обеспечить соответствие данным графы 7 Плана мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда согласно приложению N 6 к настоящим Методическим рекомендациям;
в графе 4 - общая стоимость мероприятий по переселению;
в графе 5 - площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов, способы расселения которых не связаны с приобретением жилых помещений. Рекомендуется рассчитывать, как сумму граф 6, 10 и 12;
в графе 6 - площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов, подлежащих изъятию в обмен на выплату возмещения;
в графе 7 - планируемый размер возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения, площадь которых указана в графе 6;
в графе 8 - планируемый размер субсидии собственникам жилых помещений на приобретение (строительство) жилых помещений;
в графе 9 - планируемый размер субсидии на возмещение собственникам жилых помещений части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом;
в графе 10 - площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов, которую планируется расселить в рамках решений (договоров) о КРТ;
в графе 11 - планируемый размер субсидии за счет средств Фонда на возмещение расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда по договорам о КРТ, лицам, заключившим договоры с органами местного самоуправления;
в графе 12 - площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов, из которых планируется переселение граждан в свободный жилищный фонд;
в графе 13 - стоимость приведения жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования и не отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан;
в графе 14 - площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов, способы расселения которых предусматривают строительство (приобретение) жилых помещений для переселяемых граждан;
в графе 15 - планируемая площадь приобретаемых жилых помещений. Рассчитывается, как сумма граф 17, 19, 21 и 23;
в графе 16 - планируемая стоимость приобретаемых жилых помещений, площадь которых указана в графе 15. Рекомендуется рассчитывать, как сумму граф 18, 20, 22, 24 и 25;
в графе 17 - планируемая площадь жилых помещений, приобретение которых планируется осуществить путем строительства многоквартирных домов в рамках реализации программы переселения;
в графе 18 - планируемая стоимость жилых помещений, приобретаемых путем строительства многоквартирных домов в рамках реализации программы переселения;
в графе 19 - планируемая площадь жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у застройщика в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;
в графе 20 - планируемая стоимость жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у застройщика в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;
в графе 21 - планируемая площадь жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у застройщика в многоквартирных домах, строительство которых завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;
в графе 22 - планируемая стоимость жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у застройщика в многоквартирных домах, строительство которых завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;
в графе 23 - планируемая площадь жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у лиц, не являющихся застройщиками многоквартирных домов, в которых расположены эти помещения;
в графе 24 - планируемая стоимость приобретения жилых помещений в рамках реализации программы переселения у лиц, не являющихся застройщиками многоквартирных домов, в которых расположены эти помещения;
в графе 25 - стоимость приведения приобретенных жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан, в случае если приобретенные жилые помещения не отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (проведение ремонтных, отделочных работ, приобретение санитарно-технического и иного оборудования для его последующей установки в жилом помещении);
в графе 26 - площадь приобретенных (построенных) жилых помещений, планируемая к дальнейшему использованию путем предоставления гражданам по договорам социального найма;
в графе 27 - площадь приобретенных (построенных) жилых помещений, планируемая к дальнейшему использованию путем предоставления гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования;
в графе 28 - площадь приобретенных (построенных) жилых помещений, планируемая к дальнейшему использованию путем предоставления гражданам по договорам найма жилого помещения маневренного фонда;
в графе 29 - площадь приобретенных (построенных) жилых помещений, планируемая к дальнейшему использованию путем предоставления гражданам по договорам мены.
План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - план мероприятий) рекомендуется составлять по форме согласно приложению N 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
В план мероприятий рекомендуется включать основные показатели программы переселения, запланированные на весь период действия программы переселения и в разбивке по этапам, а именно: численность подлежащих переселению граждан, количество и площадь расселяемых жилых помещений, стоимость программы переселения.
При формировании плана мероприятий в расселяемую площадь аварийного жилищного фонда рекомендуется не включать площадь аварийного жилищного фонда, расселяемую в рамках иных программ и мероприятий субъекта Российской Федерации.
Планирование указанных мероприятий рекомендуется осуществлять в разбивке по муниципальным образованиям (без детализации по адресам аварийных многоквартирных домов, включенных в перечень).
При заполнении плана мероприятий субъекту Российской Федерации рекомендуется указывать следующую информацию:
в графе 1 - порядковый номер строки, содержащий сведения по муниципальному образованию;
в графе 2 - наименование муниципального образования (населенный пункт);
в графе 3 - число жителей в аварийных многоквартирных домах, которых планируется переселить по данной программе;
в графе 4 - количество расселяемых жилых помещений всего, в которых проживают граждане, указанные в графе 3. Рекомендуется определять, как сумму граф 5 и 6;
в графе 5 - количество расселяемых жилых помещений, находящихся в собственности граждан, площадь которых указана в графе 8;
в графе 6 - количество расселяемых жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, площадь которых указана в графе 9;
в графе 7 - площадь расселяемых жилых помещений, указанных в графе 4. Рекомендуется определять, как сумму граф 8 и 9;
в графе 8 - площадь расселяемых жилых помещений, находящихся в собственности граждан, количество которых указано в графе 5;
в графе 9 - площадь расселяемых жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, количество которых указано в графе 6;
в графе 10 - планируемые источники финансирования программы переселения всего по расселяемой площади жилых помещений. Рекомендуется определять, как сумму граф 11, 12 и 13. Также рекомендуется обеспечить соответствие сумме стоимости переселения по способам переселения (сумма граф 7, 11 Плана реализации);
в графе 11 - объем средств Фонда;
в графе 12 - объем средств бюджета субъекта Российской Федерации;
в графе 13 - объем средств местного бюджета;
в графе 14 - суммарный расчетный размер экономии бюджетных средств. Рекомендуется приводить справочно в целях оценки возможных затрат бюджетов в случае, если бы переселение осуществлялось с использованием бюджетных средств. Рекомендуется рассчитывать, как сумму граф 15, 16 (сумму средств, образовавшихся в результате переселения граждан без использования бюджетных средств, в свободный муниципальный жилищный фонд, по договорам, обязательства по переселению граждан по которым возложены на иных лиц);
в графе 15 - расчетная стоимость экономии бюджетных средств, образовавшаяся в результате переселения граждан путем приобретения (строительства) жилых помещений, в рамках реализации решений о КРТ, которую рекомендуется определять как произведение площади жилых помещений, расселяемых в рамках реализации решения о КРТ, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, действующим на дату утверждения программы переселения;
в графе 16 - расчетная стоимость экономии бюджетных средств, образовавшаяся в результате переселения граждан в свободный муниципальный жилищный фонд, которую рекомендуется определять, как произведение площади жилых помещений, расселяемых в свободный муниципальный жилищный фонд, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, действующим на дату утверждения программы переселения;
в графе 17 - сумма средств собственников жилых помещений и иных лиц, которая планируется к поступлению в виде частичного возмещения произведенных региональными и местными бюджетами расходов на строительство (приобретение) жилых помещений. Рекомендуется указывать справочно на основании заключенных (планируемых к заключению) органами государственной власти, органами местного самоуправления договоров с собственниками или инвесторами. Рекомендуется рассчитывать, как сумму граф 18, 19;
в графе 18 - средства собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, направленные на возмещение региональному и местному бюджетам части стоимости предоставляемых жилых помещений;
в графе 19 - средства иных лиц, направленные на возмещение региональному и местному бюджетам части стоимости жилых помещений (выкупной стоимости) по договорам КРТ.
Планируемые показатели реализации программы переселения (далее - планируемые показатели) рекомендуется составлять по форме согласно приложению N 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
Планируемые показатели части программы переселения с финансированием за счет средств Фонда рекомендуется указывать в разбивке по муниципальным образованиям и по этапам программы переселения.
Планируемые показатели части программы переселения без финансирования за счет средств Фонда рекомендуется указывать в разбивке по муниципальным образованиям, но без разбивки по этапам.
При заполнении планируемых показателей субъекту Российской Федерации рекомендуется указывать следующую информацию:
в графе 1 - порядковый номер строки, содержащий сведения по муниципальному образованию;
в графе 2 - наименование муниципального образования, которое участвует в программе;
в графе 3 - 10 - площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов, которую планируется расселить, с разбивкой по годам;
в графе 11 - общая площадь аварийного жилищного фонда, которую рекомендуется рассчитывать, как сумму граф 3 - 10;
в графе 12 - 19 - количество граждан, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда, площадь которого указана в графах 3 - 10, с разбивкой по годам;
в графе 20 - общее количество переселяемых граждан, которое рекомендуется рассчитывать, как сумму граф 12 - 19.".
2. Приложение N 5 к методическим рекомендациям изложить в редакции согласно приложению к настоящему Приказу.
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей