3. Компетентностная модель образовательных программ подготовки педагога

3. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА

Компетентностная модель образовательных программ включает в себя общие и профессиональные компетенции, установленные ФГОС, а также профессиональные компетенции, установленные образовательной организацией.

При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ рекомендуется применять следующие индикаторы достижения общих компетенций (табл. 1).

Таблица 1. Индикаторы достижения общих компетенций (ОК)

Категория общих компетенций

Код и наименование общей компетенции

Индикаторы достижения общих компетенций (умения, знания)

Системное и критическое мышление

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Умеет распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; применять актуальные методы работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

Знает основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.

Информационная культура

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Умеет определять задачи для поиска информации, необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач.

Знает перечень информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств.

Развитие личностного и профессионального потенциала. Финансовая грамотность

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Умеет определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования.

Знает содержание актуальной нормативно-правовой документации; современную научную и профессиональную терминологию; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты.

Командная работа и лидерство Разработка и реализация проектов

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Умеет организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, детьми в ходе профессиональной деятельности.

Знает психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности.

Коммуникация

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Умеет грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.

Знает особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.

Гражданская позиция. Межкультурное взаимодействие

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Умеет описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения.

Знает сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения.

Безопасность жизнедеятельности (в том числе экологическая грамотность)

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Умеет соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности, осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона.

Знает правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона.

Самоорганизация и саморазвитие в области здоровьесбережения

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Умеет использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для специальности.

Знает роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения.

Деловая культура

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Умеет понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы.

Знает правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности.

Профессиональные компетенции, обозначенные в федеральных государственных образовательных стандартах СПО по соответствующей специальности (Приложение 1), представлены в образовательных результатах по видам деятельности, для каждого из которых разработаны индикаторы достижения. В Таблице 2 отражена преемственность ОПОП в контексте требований профессионального стандарта к результатам подготовки специалиста в целях проектирования сопряженных учебных планов среднего профессионального педагогического образования и высшего педагогического образования, а также проектирования сетевых образовательных программ.

Таблица 2. Соотношение трудовых функций на уровнях высшего

и среднего профессионального педагогического образования

Общая трудовая функция (ОТФ)

Трудовая функция (ТФ)

Виды деятельности

Индикаторы достижения образовательных результатов по видам деятельности на уровне СПО (знать, уметь, иметь практический опыт)

ОТФ A Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

ТФ A/01.6

Общепедагогическая функция.

Обучение

Проектировать и организовывать процесс обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ

Знать нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс обучения, основы методики обучения.

Уметь проектировать и организовывать учебный процесс на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения.

Иметь практический опыт проектирования процесса обучения на основе учета современных тенденций развития образования

ОТФ A Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

ТФ A/02.6 Воспитательная деятельность

Проектировать и реализовывать программы воспитания в образовательном процессе

Знать основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования, федеральный государственный образовательный стандарт, закономерности формирования детско-взрослых отношений, педагогические закономерности и методику организации воспитательной деятельности.

Уметь планировать и организовывать воспитательную деятельность, в том числе с учетом культурных различий обучающихся; регулировать поведение обучающихся для создания безопасной образовательной среды.

Иметь практический опыт постановки воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья, независимо от их способностей и характера; демонстрации способности проектировать и реализовывать программы воспитания в образовательном процессе, оказания консультативной помощи родителям по вопросам воспитания

ОТФ A

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

ТФ A/03.6 Развивающая деятельность

Организовывать специальную образовательную среду для всестороннего развития личности обучающихся

Знать педагогические закономерности организации образовательного процесса и образовательной среды.

Уметь использовать образовательный потенциал социокультурной среды в образовательной деятельности.

Иметь практический опыт владения способами организации проектной, исследовательской деятельности обучающихся

ОТФ B Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

ТФ B/01.5 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ТФ B/02.6 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

Методическое обеспечение образовательного процесса

Знать основы планирования педагогического процесса, источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта.

Уметь планировать исследовательскую и проектную деятельность, определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения.

Иметь практический опыт презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений