XVIII. Предупреждение радиационных аварий и ликвидация их последствий
XVIII. Предупреждение радиационных аварий
и ликвидация их последствий
18.1. При проектировании предприятий должна быть разработана система мер противоаварийной безопасности. Эта система должна предусматривать предупреждение аварии, которая может привести к облучению людей выше основных дозовых пределов и (или) к радиоактивному загрязнению окружающей природной среды.
Система противоаварийной безопасности должна включать технические и организационные мероприятия, направленные на предотвращение радиационной аварии, предупреждение ее развития, ограничение масштабов и последствий аварии.
18.2. Планирование противоаварийных защитных мероприятий должно предусматривать их выполнение на всех этапах жизненного цикла радиационного объекта.
В проектах новых и реконструированных производств и в нормативно-методических документах по безопасному ведению технологического процесса должны быть установлены пределы безопасной эксплуатации, соблюдение которых гарантированно обеспечивает безопасную работу оборудования.
18.3. Для создания системы безопасности необходимо определить характер, масштабы и возможные последствия радиационных аварий. Одной из составляющих данной системы является многоступенчатый контроль технических, радиационных и санитарно-гигиенических параметров, основанный на информации о состоянии пределов безопасной эксплуатации.
Системой безопасности должны быть предусмотрены устройства автоматического предотвращения превышения пределов безопасной эксплуатации.
18.4. Администрация предприятий должна не реже одного раза в год обеспечить ревизию аппаратов и устройств системы безопасности с анализом и устранением выявленных замечаний и недостатков.
18.5. Защита персонала и населения от возможных последствий радиационной аварии должна обеспечиваться:
- обоснованным выбором площадки для размещения объекта;
- качественным изготовлением технологического и защитного оборудования;
- специальными требованиями к контролю качества при изготовлении, монтаже, ремонте, реконструкции и передаче оборудования в эксплуатацию;
- использованием научно-обоснованных и апробированных технологий;
- наблюдением и периодическим контролем состояния оборудования в процессе эксплуатации;
- защитными противоаварийными устройствами;
- строгим соблюдением технологической дисциплины и требований техники безопасности;
- специальной подготовкой персонала;
- созданием аварийного запаса СИЗ;
18.6. В необходимых случаях должны предусматриваться противоаварийные локализующие устройства, предотвращающие поступление радиоактивных веществ в окружающую природную среду.
18.7. Защитные и локализующие устройства должны обеспечивать безопасность персонала и населения в случае проектной аварии.
18.8. Перечень возможных аварий для каждого конкретного предприятия, на которые проектом предусматриваются технические средства безопасности, определяется проектной организацией и организацией-заказчиком по согласованию с государственными органами регулирования безопасности.
18.9. Разработка противоаварийных мероприятий должна основываться на предварительной оценке количественного риска возникновения аварий различного характера с определением потенциального источника выброса радиоактивных веществ, сценариев развития аварий и прогноза их развития (отклонение регулируемых параметров технологических процессов и систем безопасности, источник аварии и сценарий развития с оценкой объема и скорости распространения радиоактивных веществ в производственных помещениях и во внешней среде).
18.10. В проекте должна быть предусмотрена система противоаварийных мероприятий при пожаре и стихийных бедствиях.
18.11. В проекте должны быть предусмотрены средства удаления из аварийного оборудования и помещений газообразных, жидких и твердых радиоактивных веществ, дезактивации загрязненных поверхностей на территории.
18.12. Для оповещения персонала о создавшейся аварийной обстановке, месте аварии и необходимости немедленной эвакуации из загрязненных участков производственные помещения должны быть оборудованы поисково-оповещательной связью, а также устройствами световой и звуковой сигнализации. Стрелки - указатели направления движения персонала должны быть освещены, основные и аварийные выходы должны свободно открываться.
Каждое аварийно опасное помещение должно иметь не менее двух выходов, расположенных в противоположных концах помещения.
18.13. Персонал радиационного объекта должен знать свои действия в аварийных ситуациях, способы и приемы само- и взаимопомощи, уметь применять дополнительные СИЗ.
Порядок действия персонала при аварии определяется специальной инструкцией, согласованной с органами Госсанэпиднадзора, включающей в себя:
- требования по общей и радиационной технике безопасности для каждой группы персонала;
- регламент действий персонала по локализации очага аварии и уменьшению ее последствий (мероприятия по контролю технологических параметров, остановка и обесточивание оборудования, оповещение об обнаружении источника аварии и т.п.);
- действия по оказанию помощи пострадавшим.
18.14. Отключение аварийного технологического участка из рабочего режима и включение аварийной вентиляции должно осуществляться с пультов управления, находящихся вне аварийно опасных помещений.
18.15. Специальной инструкцией должны быть регламентированы действия основного и дублирующего состава аварийных бригад для каждой смены, перечень необходимых приборов, оборудования и оснастки, набор СИЗ.
18.16. На каждом предприятии должны быть определены материально-технические и финансовые ресурсы из расчета ликвидации последствий проектной аварии.
18.17. На объекте должны быть выделены помещения для хранения аварийных запасов индивидуальных средств защиты и аварийного запаса дозиметрических приборов. Перечень и необходимое количество средств защиты и дозиметрических приборов определяются СРВ объекта в соответствии с проектом.
18.18. На аварийно опасных производственных участках, в санитарном пропускнике и здравпункте должны постоянно находиться и периодически обновляться аптечки с набором средств для оказания первой помощи пострадавшим при аварии. В санпропускнике и здравпункте должен находиться неприкосновенный запас средств для санитарной обработки пострадавших.
18.19. На предприятиях I - II категории должен быть разработан согласованный с территориальным ЦГСЭН план мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационных аварий (далее - план мероприятий), который включает в себя:
а) исходные данные для классификации возможных аварий;
б) основные мероприятия по защите персонала, а при необходимости и населения (порядок и схема оповещения, приведение в действие заводских аварийных бригад и т.п.);
в) порядок объявления аварийной обстановки;
г) действия руководства и персонала;
д) организация оповещения органов местного самоуправления и вышестоящих организаций, надзорных органов; организация связи;
е) материально-техническое обеспечение;
з) график противоаварийных тренировок персонала;
и) порядок приведения в готовность и привлечения, в случае необходимости, дополнительных сил и средств (местные органы самоуправления, подразделения МЧС, внутренних войск и т.п.) и порядок их взаимодействия между собой и с администрацией объекта.
18.20. Мероприятия по ликвидации последствий аварии, предусматриваемые в Плане мероприятий, как правило, определяют три этапа их выполнения:
- первый этап (ранняя фаза аварии) продолжительностью не более 2 - 3 часов с момента установления факта аварии. Основной задачей данного этапа является экстренная оценка радиационной обстановки и ожидаемого масштаба последствий аварии для определения первоочередных мероприятий по защите персонала и населения;
- второй этап (промежуточная фаза). Его задачей является окончательная оценка радиационной обстановки, разработка и осуществление комплекса мероприятий по ликвидации последствий реальной аварии, определение числа пострадавших и уровней облучения персонала и населения. Продолжительность данного этапа зависит от масштабов аварии;
- третий этап (фаза восстановления) является переходным от аварийного состояния объекта к нормальному. На данном этапе заканчиваются дезактивационные работы, проводится ремонт оборудования, осуществляется удаление и (или) захоронение РАО и т.д.
18.21. Во всех случаях установления факта радиационной аварии администрация предприятия обязана поставить в известность:
- вышестоящую организацию или ведомство;
- местные органы Госсанэпиднадзора;
- местные органы внутренних дел;
- органы регулирования безопасности;
- техническую инспекцию труда профсоюза;
КонсультантПлюс: примечание.
СП 2.6.1.758-99 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)", утв. Главным государственным санитарным врачом 02.07.1999, утратили силу с 1 сентября 2009 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47, утвердившего санитарные правила СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)".
18.22. Должны быть приняты срочные меры по прекращению развития аварии, сведению к минимуму уровней облучения людей и радиоактивного загрязнения окружающей среды. Если потенциальную аварийную дозу предвидеть невозможно, то облучение персонала выше основных дозовых пределов, установленных НРБ-99, может быть разрешено только тогда, когда нет возможности принятия мер, исключающих их превышение, и оправдано лишь спасением людей, предотвращением развития аварии и облучения большого числа людей.
18.23. Регламентация планируемого повышенного облучения персонала определяется разделом 3.2 НРБ-99.
18.24. При радиационной аварии, сопровождающейся риском облучения населения, должны осуществляться защитные мероприятия (вмешательства), предусмотренные разделом 6 НРБ-99.
18.25. При выполнении работ по ликвидации последствий аварий должен проводиться предварительный инструктаж персонала по правилам радиационной безопасности с указанием характера и последовательности проведения работ. При особо неблагоприятной радиационной обстановке необходимо проводить предварительную отработку предстоящих операций на неактивном оборудовании или на макетах.
18.26. Служебное расследование причин возникновения аварии и ее последствий проводится администрацией объекта с участием ведомственной СРБ и уполномоченных органов Госсанэпиднадзора. В случае крупных радиационных аварий расследование причин аварий и организация работ по ликвидации их последствий осуществляются по указаниям высших государственных органов.
18.27. Прекращение работ по ликвидации последствий радиационной аварии может быть осуществлено только по согласованию с государственными органами регулирования безопасности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей