Решение Верховного Суда РФ от 26.04.2022 N АКПИ22-156 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приложения N 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш. о признании частично недействующим приложения N 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189,
приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) от 14 октября 2005 г. N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 ноября 2005 г., регистрационный номер 7139, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 14 ноября 2005 г., N 46.
Приложение N 2 к Правилам устанавливает перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету (далее также - Перечень).
Приложение N 2 действует в редакции приказа Минюста России 29 января 2021 г. N 6 (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2021 г., регистрационный номер 62440, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 февраля 2021 г.).
Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим приложения N 2 к Правилам в части, в которой подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, не позволяется пользоваться и иметь при себе личные машинки (приборы) для стрижки волос, ссылаясь на его противоречие статьям 21 и 41 Конституции Российской Федерации, статьям 23 и 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Административный истец полагает, что такой запрет иметь собственную машинку для стрижки волос унижает человеческое достоинство, не обеспечивает безопасность здоровью, нарушает меры санитарной безопасности и личной гигиены, поскольку находясь под стражей в Федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" ему приходилось пользоваться общим прибором для стрижки волос, предназначенным для всех подозреваемых и обвиняемых, который является источником и разносчиком различных болезней и создает опасность для жизни и здоровья.
Министерство юстиции Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации в письменных возражениях указали, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Административный истец Ш. в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К., представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Савосина Ю.В. не признали административный иск.
Обсудив доводы административного истца Ш., выслушав возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации К., представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Савосиной Ю.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно части первой статьи 16 названного федерального закона (в редакции, действовавшей на день издания Правил) в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Оспариваемые правила утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при реализации полномочий, предусмотренных приведенным законом, согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Эти и иные обстоятельства, связанные с соблюдением Минюстом России порядка принятия нормативного правового акта и введением его в действие, установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2010 г. N ГКПИ10-1164, от 17 октября 2011 г. N ГКПИ11-1597, от 28 апреля 2014 г. N АКПИ14-210, от 23 мая 2016 г. N АКПИ16-313, от 20 февраля 2017 г. N АКПИ16-1358, от 23 апреля 2019 г. N АКПИ19-117.
Доводы административного истца о противоречии приложения N 2 к Правилам в оспариваемой части положениям статей 23, 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и статей 21, 41 Конституции Российской Федерации основаны на неверном толковании норм права.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определяется статьей 6 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в соответствии с которой подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (статья 7 названного закона).
Согласно части первой статьи 16 приведенного закона подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 этого закона).
Делегируя Министерству юстиции Российской Федерации право на утверждение Правил внутреннего распорядка, законодатель закрепил в части третьей статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" положение о том, что перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, должны быть установлены Правилами.
Закрепление в приложении N 2 к Правилам перечня списка вещей, предметов и продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, в полной мере согласуется с приведенной нормой закона. Перечисление в названном приложении конкретных наименований и количества вещей, предметов и продуктов питания указывает на то, что иные вещи и предметы (кроме перечисленных) не могут находиться у подозреваемых и обвиняемых, храниться ими, быть получены в посылках, передачах и приобретены по безналичному расчету.
Такой запрет обусловлен необходимостью обеспечить безопасность самих подозреваемых и обвиняемых, персонала, иных лиц, исключить возможность ненадлежащего использования определенных вещей и предметов в условиях содержания под стражей, а также исключить основания для возможных конфликтов между подозреваемыми и обвиняемыми по поводу владения этими вещами и предметами.
Кроме того, в силу Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (часть первая статьи 23). Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (часть первая статьи 24).
Пункт 50 Правил предусматривает, что в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" администрация следственного изолятора может оказывать подозреваемым и обвиняемым, при наличии соответствующих условий, дополнительные платные бытовые и медико-санитарные услуги (приложение N 3).
Приложение N 3 к Правилам регулирует порядок оказания дополнительных платных услуг, пункт 1 которого, в частности, к ним относит модельную стрижку.
Содержание Перечня не имеет противоречий с законом, который, в свою очередь, не определяет подобный перечень предметов первой необходимости и других вещей.
Доводы административного истца о несоответствии Перечня положениям закона мотивированы, по существу, его несогласием с самим Перечнем и направлены на необходимость изменения, как он полагает, действующего правового регулирования сообразно его представлению о целесообразности видов и количества таких вещей. Вместе с тем, как отмечено ранее, установление подобного перечня федеральным законодателем отнесено к полномочиям Минюста России, который в рамках своей дискреции утвердил Перечень.
Согласно разъяснениям Европейского Суда и Комиссии по правам человека в понятие "унижающие человеческое достоинство обращение или наказание" включается обращение и наказание такого рода, которые направлены на то, чтобы вызвать у жертвы чувство страха, подавленности и неполноценности, оскорбить, унизить ее или сломить физическое и моральное сопротивление.
Вопреки утверждению административного истца Перечень (исходя из его содержания) не может рассматриваться как оскорбительный или унижающий личность.
Проверяемое положение Правил не противоречит принципам содержания под стражей, закрепленным в статье 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также положениям Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (г. Женева, 30 августа 1955 г.).
Оспариваемое нормативное положение не нарушает прав административного истца в указанных им аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленных требований согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления Ш. о признании частично недействующим приложения N 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей