Программа профилактики на 2023 год утв. приказом Роструда от 14.12.2022 N 277.

III. Анализ текущего состояния федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, характеристика проблем

III. Анализ текущего состояния федерального

государственного контроля (надзора) в сфере социального

обслуживания, характеристика проблем

Социальное обслуживание - это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам в виде оказания постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Особенность социального обслуживания заключается в том, что социальные услуги оказываются лицам, которые, как правило, не в состоянии самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности в силу различных обстоятельств (состояние здоровья, отсутствие работы и средств к существованию, многодетность, пожилой возраст), социальные услуги направлены не просто на улучшение уровня жизнедеятельности, а на устранение тех условий, которые значительно ухудшают или могут в ближайшее время ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

Социальное обслуживание должно основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носить гуманный характер и не допускать унижения чести и достоинства человека. Гуманный характер социального обслуживания выражается в особой заботе о тех людях, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в связи с особыми жизненными обстоятельствами, например, такими как старческая немощность, инвалидность, малообеспеченность и т.п.

В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 999, федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляет Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы.

Контролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания являются поставщики социальных услуг из числа организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации.

Деятельность контролируемых лиц при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания отнесена к категориям риска. Контрольные (надзорные) и профилактические мероприятия осуществляются с учетом категории риска, к которым отнесены объекты контроля.

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере социального обслуживания, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Поставщики социальных услуг обязаны соблюдать обязательные требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)".

Поставщики социальных услуг также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания, на территории которого они осуществляют свою деятельность. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", утверждаются:

- нормативы штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

- нормативы обеспечения мягким инвентарем организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

- нормативы обеспечения площадью жилых помещений организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

- нормы питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации;

- порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;

- порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

- предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;

- размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания.

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляется Рострудом и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Специализированным структурным подразделением Роструда, созданным для осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, является Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости.

С целью совершенствования осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, а также увеличения количества контрольно-надзорных мероприятий с 1 января 2018 года указанный контроль осуществляют территориальные органы Роструда.

В рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в 2020 году территориальными органами Роструда организовано и проведено 474 проверки организаций социального обслуживания в 72 субъектах Российской Федерации.

Из общего количества проведенных проверок 89% составляют внеплановые проверки, в том числе проверки организаций психоневрологического профиля, проведенные в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 3 февраля 2020 года N ТГ-П12-580 совместно с Росздравнадзором, Роспотребнадзором, а также ФГБУ "ФБ МСЭ" Минтруда России.

В ходе проведения проверок в 2020 году Рострудом и его территориальными органами было выявлено 588 нарушений в деятельности организаций социального обслуживания, в том числе по вопросам:

- обеспечения открытости и доступности информации о поставщике социальных услуг (27% от общего количества выявленных нарушений);

- обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных граждан (24% от общего количества выявленных нарушений);

- соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (15% от общего количества выявленных нарушений);

- обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений (9% от общего количества выявленных нарушений).

По результатам проверок составлены акты и выдано 236 предписаний об устранении выявленных нарушений.

Устранение нарушений находится на контроле у Роструда.

Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Роструда показал, что основными нарушениями в ходе федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания являются: недостаточное обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в зданиях и сооружениях, недостаточное обеспечение открытости и доступности информации о поставщике социальных услуг, несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, несоблюдение порядка предоставления социальных услуг.