Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

Информационно-образовательная среда как условие реализации программы начального общего образования

В соответствии с требованиями ФГОС НОО реализация программы начального общего образования обеспечивается современной информационно-образовательной средой.

Под информационно-образовательной средой (ИОС) образовательной организации понимается открытая педагогическая система, включающая разнообразные информационные образовательные ресурсы, современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие организовать дистанционную форму обучения, способствующие реализации требований ФГОС.

Основными компонентами ИОС являются:

- учебно-методические комплекты по всем учебным предметам на языках обучения, определенных учредителем образовательной организации;

- учебно-наглядные пособия (средства натурного фонда, печатные средства надлежащего качества демонстрационные и раздаточные, экранно-звуковые средства, мультимедийные средства);

- фонд дополнительной литературы (детская художественная и научно-популярная литература, справочно-библиографические и периодические издания).

Образовательной организацией применяются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов и ресурсов Интернета, а также прикладные программы, поддерживающие административную деятельность и обеспечивающие дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений как внутри образовательной организации, так и с другими организациями социальной сферы и органами управления.

Функционирование ИОС требует наличия в образовательной организации технических средств и специального оборудования.

Образовательная организация должна располагать службой технической поддержки ИКТ.

Информационно-коммуникационные средства и технологии обеспечивают:

- достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения при реализации требований ФГОС НОО;

- формирование функциональной грамотности;

- доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов внеурочной деятельности;

- доступ к электронным образовательным источникам, указанным в рабочих программах учебных предметов, с целью поиска и получения информации (учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на съемных дисках, контролируемым ресурсам локальной сети и Интернета);

- организацию учебной и внеурочной деятельности, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, с использованием электронных пособий (обучающих компьютерных игр, тренажеров, моделей с цифровым управлением и обратной связью);

- проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- реализацию дистанционных образовательных технологий в соответствии с действующими санитарными правилами;

- реализацию индивидуальных образовательных планов, осуществление самостоятельной образовательной деятельности обучающихся при поддержке педагогических работников;

- включение обучающихся в проектно-конструкторскую и поисково-исследовательскую деятельность;

- проведение наблюдений и опытов, в том числе с использованием специального и цифрового оборудования;

- фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса;

- проведение массовых мероприятий, досуга с просмотром видеоматериалов, организацию театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием и освещением;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством локальной сети и Интернета;

- формирование и хранение электронного портфолио обучающегося.

При работе в ИОС должны соблюдаться правила информационной безопасности при осуществлении коммуникации в школьных сообществах и мессенджерах, поиске, анализе и использовании информации в соответствии с учебной задачей, предоставлении персональных данных пользователей локальной сети и Интернета.

Образовательной организацией определяются необходимые меры и сроки по формированию компонентов ИОС для реализации принятых рабочих программ начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Создание в образовательной организации информационно-образовательной среды может быть осуществлено по следующим параметрам:

N п/п

Компоненты ИОС

Наличие компонентов ИОС

Сроки создания условий в соответствии с требованиями ФГОС НОО

I

Учебники по всем учебным предметам на языках обучения, определенных учредителем образовательной организации

II

Учебно-наглядные пособия

III

Технические средства, обеспечивающие функционирование ИОС

IV

Программные инструменты, обеспечивающие функционирование ИОС

V

Служба технической поддержки

Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности включают:

- параметры комплектности оснащения образовательной организации;

- параметры качества обеспечения образовательной деятельности.