Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

Модуль N 2 "Народная музыка России"

Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип "вхождения в музыку от родного порога" предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

1 - 2 уч. часа

Край, в котором ты живешь

Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты

Разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвященных своей малой родине, песен композиторов-земляков.

Диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края.

На выбор или факультативно:

Просмотр видеофильма о культуре родного края.

Посещение краеведческого музея.

Посещение этнографического спектакля, концерта

Продолжение табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Б)

1 - 3 уч. часа

Русский фольклор

Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)

Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.

Участие в коллективной традиционной музыкальной игре <1>.

Сочинение мелодий, вокальная импровизация - на основе текстов игрового детского фольклора.

Ритмическая импровизация, сочинение аккомпанемента на ударных инструментах к изученным народным песням.

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи

В)

1 - 3 уч. часа

Русские народные музыкальные инструменты

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши.

Плясовые мелодии

Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов.

Определение на слух тембров инструментов. Классификация на группы духовых, ударных, струнных. Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов.

Двигательная игра - импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах.

Слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов.

На выбор или факультативно:

Просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах.

Посещение музыкального или краеведческого музея.

Освоение простейших навыков игры на свирели, ложках

Г)

1 - 3 уч. часа

Сказки, мифы и легенды

Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России <2>.

Сказки и легенды о музыке и музыкантах

Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев.

В инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера.

Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям.

На выбор или факультативно:

Просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний.

Речитативная импровизация - чтение нараспев фрагмента сказки, былины

Д)

2 - 4 уч. часа

Жанры музыкального фольклора

Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы

Различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая. Определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика и др.), состава исполнителей.

Продолжение табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

и пляски. Традиционные музыкальные инструменты

Определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные).

Разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов Российской Федерации.

Импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на ударных инструментах).

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах (см. выше) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи

Е)

1 - 3 уч. часа

Народные праздники

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика - на примере одного или нескольких народных праздников <1>

Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации.

Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре <2>.

На выбор или факультативно:

Просмотр фильма/мультфильма, рассказывающего о символике фольклорного праздника.

Посещение театра, театрализованного представления.

Участие в народных гуляньях на улицах родного города, поселка

Ж)

1 - 3 уч. часа

Первые артисты, народный театр

Скоморохи.

Ярмарочный балаган. Вертеп

Чтение учебных, справочных текстов по теме. Диалог с учителем.

Разучивание, исполнение скоморошин.

На выбор или факультативно:

Просмотр фильма/мультфильма, фрагмента музыкального спектакля. Творческий проект - театрализованная постановка

З)

2 - 8 уч. часов

Фольклор народов России

Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации <3>. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители

Знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации. Определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).

Разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах.

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи.

Окончание табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвященные музыкальному творчеству народов России

И)

2 - 8 уч. часов

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

Собиратели фольклора.

Народные мелодии в обработке композиторов.

Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества

Диалог с учителем о значении фольклористики. Чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора.

Слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций. Определение приемов обработки, развития народных мелодий.

Разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке. Сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте. Обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения.

На выбор или факультативно:

Аналогии с изобразительным искусством - сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись и т.д.) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи

--------------------------------

<1> По выбору учителя могут быть освоены игры "Бояре", "Плетень", "Бабка-ежка", "Заинька" и др. Важным результатом освоения данного блока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и после уроков.

<2> По выбору учителя отдельные сказания или примеры из эпоса народов России, например: якутского Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса и т.п.

<1> По выбору учителя внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины, Масленица, Троица и др.) и/или праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах и т.д.).

<2> По выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориально близких или, наоборот, далеких регионов. Важным результатом освоения данного блока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и после уроков.

<3> В зависимости от выбранного варианта календарно-тематического планирования может быть представлена культура 2 - 3 регионов России на выбор учителя. Особое внимание следует уделить как наиболее распространенным чертам, так и уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири.