Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

Модуль N 3 "Музыка народов мира"

Данный модуль является продолжением и дополнением модуля "Народная музыка России". "Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ" - тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй половине XX века, остается по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями - это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России.

Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства - наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

2 - 6 уч. часов

Музыка наших соседей

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты)

Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музы

Продолжение табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Б)

2 - 6 уч. часов

Кавказские мелодии и ритмы <1>

Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана <2>. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа

кального языка (ритм, лад, интонации).

Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов.

Определение на слух тембров инструментов.

Классификация на группы духовых, ударных, струнных.

Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов.

Двигательная игра - импровизация - подражание игре на музыкальных инструментах.

Сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России.

Разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах).

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи.

Творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвященные музыкальной культуре народов мира

В)

2 - 6 уч. часов

Музыка народов Европы

Танцевальный и песенный фольклор европейских народов <3>. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал

Г)

2 - 6 уч. часов

Музыка Испании и Латинской Америки

Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры <4>. Профессиональные композиторы и исполнители <5>

Д)

2 - 6 уч. часов

Музыка США

Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж. Гершвина

Е)

2 - 6 уч. часов

Музыка Японии и Китая

Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника

Ж)

2 - 6 уч. часов

Музыка Средней Азии <6>

Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона

З)

2 - 6 уч. часов

Певец своего народа

Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов - ярких представителей национального музыкального стиля своей страны <7>

Знакомство с творчеством композиторов. Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа развития фольк

Окончание табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

И)

2 - 6 уч. часов

Диалог культур

Культурные связи между музыкантами разных стран.

Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов)

лорного музыкального материала. Вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений.

Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений.

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи.

Творческие, исследовательские проекты, посвященные выдающимся композиторам

--------------------------------

<1> Изучение данного блока рекомендуется в первую очередь в классах с межнациональным составом обучающихся.

<2> На выбор учителя здесь могут быть представлены творческие портреты А. Хачатуряна, А. Бабаджаняна, О. Тактакишвили, К. Караева, Дж. Гаспаряна и др.

<3> По выбору учителя в данном блоке могут быть представлены итальянские, французские, немецкие, польские, норвежские народные песни и танцы. В календарно-тематическом планировании данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком И) этого же модуля.

<4> На выбор учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и др.

<5> На выбор учителя могут быть представлены несколько творческих портретов. Среди них, например: Э. Гранадос, М. де Фалья, И. Альбенис., П. де Сарасате, Х. Каррерас, М. Кабалье, Э. Вила-Лобос, А. Пьяццолла.

<6> Изучение данного блока рекомендуется в первую очередь в классах с межнациональным составом обучающихся.

<7> Данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком И) модуля "Народная музыка России". По аналогии с музыкой русских композиторов, которые развивали русскую песенную традицию, могут быть рассмотрены творческие портреты зарубежных композиторов: Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Листа и др., опиравшихся на фольклорные интонации и жанры музыкального творчества своего народа.