Данный модуль является продолжением и дополнением модуля "Народная музыка России". "Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ" - тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй половине XX века, остается по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями - это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России.
Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства - наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.
2 - 6 уч. часов |
Кавказские мелодии и ритмы <1> |
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана <2>. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа |
кального языка (ритм, лад, интонации). Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов. Определение на слух тембров инструментов. Классификация на группы духовых, ударных, струнных. Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов. Двигательная игра - импровизация - подражание игре на музыкальных инструментах. Сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России. Разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах). На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи. Творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвященные музыкальной культуре народов мира |
2 - 6 уч. часов |
Танцевальный и песенный фольклор европейских народов <3>. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал |
||
2 - 6 уч. часов |
Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры <4>. Профессиональные композиторы и исполнители <5> |
||
2 - 6 уч. часов |
Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж. Гершвина |
||
2 - 6 уч. часов |
Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника |
||
2 - 6 уч. часов |
Музыка Средней Азии <6> |
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона |
|
2 - 6 уч. часов |
Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов - ярких представителей национального музыкального стиля своей страны <7> |
Знакомство с творчеством композиторов. Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа развития фольк |
--------------------------------
<1> Изучение данного блока рекомендуется в первую очередь в классах с межнациональным составом обучающихся.
<2> На выбор учителя здесь могут быть представлены творческие портреты А. Хачатуряна, А. Бабаджаняна, О. Тактакишвили, К. Караева, Дж. Гаспаряна и др.
<3> По выбору учителя в данном блоке могут быть представлены итальянские, французские, немецкие, польские, норвежские народные песни и танцы. В календарно-тематическом планировании данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком И) этого же модуля.
<4> На выбор учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и др.
<5> На выбор учителя могут быть представлены несколько творческих портретов. Среди них, например: Э. Гранадос, М. де Фалья, И. Альбенис., П. де Сарасате, Х. Каррерас, М. Кабалье, Э. Вила-Лобос, А. Пьяццолла.
<6> Изучение данного блока рекомендуется в первую очередь в классах с межнациональным составом обучающихся.
<7> Данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком И) модуля "Народная музыка России". По аналогии с музыкой русских композиторов, которые развивали русскую песенную традицию, могут быть рассмотрены творческие портреты зарубежных композиторов: Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Листа и др., опиравшихся на фольклорные интонации и жанры музыкального творчества своего народа.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей