Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

Модуль N 6 "Современная музыкальная культура"

Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие "современная музыка" входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа и т.д.), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в начальной школе необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и ее доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учетом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

1 - 4 учебных часа

Современные обработки классиче

Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей,

Различение музыки классической и ее современной обработки.

Слушание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом. Обсуждение комплекса выразительных

Окончание табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

ской музыки

обрабатывающих классическую музыку.

Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?

средств, наблюдение за изменением характера музыки.

Вокальное исполнение классических тем в сопровождении современного ритмизованного аккомпанемента.

На выбор или факультативно:

Подбор стиля автоаккомпанемента (на клавишном синтезаторе) к известным музыкальным темам композиторов-классиков

Б)

2 - 4 учебных часа

Джаз

Особенности джаза:

импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг).

Музыкальные инструменты джаза, особые приемы игры на них.

Творчество джазовых музыкантов <1>

Знакомство с творчеством джазовых музыкантов. Узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений.

Определение на слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих джазовую композицию.

Разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах.

Сочинение, импровизация ритмического аккомпанемента с джазовым ритмом, синкопами.

На выбор или факультативно:

Составление плейлиста, коллекции записей джазовых музыкантов

В)

1 - 4 учебных часа

Исполнители современной музыки

Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодежи <2>

Просмотр видеоклипов современных исполнителей. Сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой, духовной, народной музыкой).

На выбор или факультативно:

Составление плейлиста, коллекции записей современной музыки для друзей-одноклассников (для проведения совместного досуга).

Съемка собственного видеоклипа на музыку одной из современных популярных композиций

Г)

1 - 4 учебных часа

Электронные музыкальные инструменты

Современные "двойники" классических музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны и т.д.

Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах

Слушание музыкальных композиций в исполнении на электронных музыкальных инструментах. Сравнение их звучания с акустическими инструментами, обсуждение результатов сравнения.

Подбор электронных тембров для создания музыки к фантастическому фильму.

На выбор или факультативно:

Посещение музыкального магазина (отдел электронных музыкальных инструментов).

Просмотр фильма об электронных музыкальных инструментах.

Создание электронной композиции в компьютерных программах с готовыми семплами (Garage Band и др.)

--------------------------------

<1> В данном блоке по выбору учителя может быть представлено как творчество всемирно известных джазовых музыкантов - Э. Фитцджеральд, Л. Армстронга, Д. Брубека, так и молодых джазменов своего города, региона.

<2> В данном блоке рекомендуется уделить внимание творчеству исполнителей, чьи композиции входят в топы текущих чартов популярных стриминговых сервисов. Таких, например, как Billie Eilish, Zivert, Miyagi & AndyPanda. При выборе конкретных персоналий учителю необходимо найти компромиссное решение, которое учитывало бы не только музыкальные вкусы обучающихся, но и морально-этические и художественно-эстетические стороны рассматриваемых музыкальных композиций.