Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

3 КЛАСС

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

- объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;

- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

- производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);

- определять функцию разделительных мягкого и твердого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;

- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

- выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

- распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи);

- определять значение слова в тексте;

- распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных;

- распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы "что делать?" и "что сделать?"; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени - по родам;

- распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

- различать предлоги и приставки;

- определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

- распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;

- правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов;

- писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов с учетом изученных правил правописания;

- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

- понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

- формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1 - 2 предложения);

- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3 - 5 предложений на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

- определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);

- определять ключевые слова в тексте;

- определять тему текста и основную мысль текста;

- выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

- составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

- писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;

- объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;

- уточнять значение слова с помощью толкового словаря.