Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

Модуль N 1 "Музыкальная грамота"

Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5 - 10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

0,5 - 2 уч. часа

Весь мир звучит

Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр

Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми. Различение, определение на слух звуков различного качества.

Игра - подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых музыкальных инструментов, вокальной импровизации.

Артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков

Продолжение табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Б)

0,5 - 2 уч. часа

Звукоряд

Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы

Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков.

Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты "до".

Разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда

В)

0,5 - 2 уч. часа

Интонация

Выразительные и изобразительные интонации

Определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и др.) и выразительного (просьба, призыв и др.) характера.

Разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций.

Слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры изобразительных интонаций

Г)

0,5 - 2 уч. часа

Ритм

Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта

Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз.

Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов.

Игра "Ритмическое эхо", прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.

Д)

0,5 - 4 уч. часа <1>

Ритмический рисунок

Длительности половинная, целая, шестнадцатые.

Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура

Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) попевок, остинатных формул, состоящих из различных длительностей

Е)

0,5 - 2 уч. часа

Размер

Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4

Ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах).

Определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4.

Исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными дирижерскими жестами.

Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку.

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Вокальная и инструментальная импровизация в заданном размере

Продолжение табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Ж)

1 - 4 уч. часа

Музыкальный язык

Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)

Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи.

Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений.

Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов и т.д.).

Исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками.

Использование элементов музыкального языка для создания определенного образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях.

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками.

Исполнительская интерпретация на основе их изменения.

Составление музыкального словаря

З)

1 - 2 уч. часа

Высота звуков

Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары)

Освоение понятий "выше-ниже". Определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров. Прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации.

Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра.

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам.

Выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре

И)

1 - 2 уч. часа

Мелодия

Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок

Определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками.

Исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков.

На выбор или факультативно:

Нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива.

Обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга.

Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам

К)

1 - 2 уч. часа

Сопровождение

Аккомпанемент. Остинато.

Вступление, заключение, проигрыш

Определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения. Различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения. Показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента.

Различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш. Составление наглядной графической схемы.

Импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах).

Продолжение табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

На выбор или факультативно:

Импровизация, сочинение вступления, заключения, проигрыша к знакомой мелодии, попевке, песне (вокально или на звуковысотных инструментах).

Исполнение простейшего сопровождения (бурдонный бас, остинато) к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах

Л)

1 - 2 уч. часа

Песня

Куплетная форма. Запев, припев

Знакомство со строением куплетной формы. Составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы.

Исполнение песен, написанных в куплетной форме.

Различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений.

На выбор или факультативно:

Импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне

М)

1 - 2 уч. часа

Лад

Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав

Определение на слух ладового наклонения музыки. Игра "Солнышко - туча". Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада. Распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора.

Исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской.

На выбор или факультативно:

Импровизация, сочинение в заданном ладу.

Чтение сказок о нотах и музыкальных ладах

Н)

1 - 2 уч. часа

Пентатоника

Пентатоника - пятиступенный лад, распространенный у многих народов

Слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике.

Импровизация на черных клавишах фортепиано.

На выбор или факультативно:

Импровизация в пентатонном ладу на других музыкальных инструментах (свирель, блокфлейта, штабшпили со съемными пластинами)

О)

1 - 2 уч. часа

Ноты в разных октавах

Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ

Знакомство с нотной записью во второй и малой октаве.

Прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем диапазоне.

Сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах.

Определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент.

На выбор или факультативно:

Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам

П)

0,5 - 1 уч. час

Дополнительные обозначения в нотах

Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги)

Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы

Р)

1 - 3 уч. часа

Ритмические рисунки в размере 6/8

Размер 6/8.

Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм

Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8.

Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов. Игра "Ритмическое эхо", прохлопывание ритма по

Продолжение табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами.

Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.

Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8

С)

2 - 6 уч. часа

Тональность. Гамма

Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2 - 3 знаков при ключе)

Определение на слух устойчивых звуков. Игра "устой - неустой". Пение упражнений - гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия "тоника".

Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники "Закончи музыкальную фразу".

На выбор или факультативно:

Импровизация в заданной тональности

Т)

1 - 3 уч. часа

Интервалы

Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима

Освоение понятия "интервал". Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон).

Различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту.

Подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов.

Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении. Элементы двухголосия.

На выбор или факультативно:

Досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в терцию, октаву.

Сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами, октавами

У)

1 - 3 уч. часа

Гармония

Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио

Различение на слух интервалов и аккордов. Различение на слух мажорных и минорных аккордов.

Разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движением по звукам аккордов. Вокальные упражнения с элементами трехголосия.

Определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных инструментальных произведений.

На выбор или факультативно:

Сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни

Ф)

1 - 3 уч. часа

Музыкальная форма

Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трехчастная и трехчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды

Знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трехчастной формы, рондо.

Слушание произведений: определение формы их строения на слух. Составление наглядной буквенной или графической схемы.

Исполнение песен, написанных в двухчастной или трехчастной форме.

На выбор или факультативно:

Коллективная импровизация в форме рондо, трехчастной репризной форме.

Окончание табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Создание художественных композиций (рисунок, аппликация и др.) по законам музыкальной формы

Х)

1 - 3 уч. часа

Вариации

Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации

Слушание произведений, сочиненных в форме вариаций.

Наблюдение за развитием, изменением основной темы.

Составление наглядной буквенной или графической схемы.

Исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций.

На выбор или факультативно:

Коллективная импровизация в форме вариаций

--------------------------------

<1> Данная тема в сочетании с другими темами и модулями может прорабатываться в течение значительно более длительного времени (в зависимости от количества и разнообразия конкретных ритмических рисунков, выбираемых учителем для освоения).