Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

4 КЛАСС

К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:

- осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

- объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

- осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

- проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

- подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;

- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

- проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;

- устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

- определять грамматические признаки имен существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;

- определять грамматические признаки имен прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;

- устанавливать (находить) неопределенную форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;

- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

- различать предложение, словосочетание и слово;

- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

- различать распространенные и нераспространенные предложения;

- распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;

- разграничивать простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);

- производить синтаксический разбор простого предложения;

- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

- применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имен существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имен прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов;

- правильно списывать тексты объемом не более 85 слов;

- писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов с учетом изученных правил правописания;

- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;

- осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;

- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4 - 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

- создавать небольшие устные и письменные тексты (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);

- определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;

- корректировать порядок предложений и частей текста;

- составлять план к заданным текстам;

- осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

- осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

- писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

- осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

- объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

- уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включенных в федеральный перечень.