Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.
"Примерная основная образовательная программа основного общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 N 1/22)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию,
протокол 1/22 от 18.03.2022
- 1. Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования
- 1.1. Пояснительная записка
- 1.1.1. Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования
- 1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования
- 1.1.3. Общая характеристика примерной основной образовательной программы основного общего образования
- 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: общая характеристика
- 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
- 2. Содержательный раздел программы основного общего образования
- 2.1. Примерные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей
- 2.1.1. Русский язык
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Русский язык"
- Цели изучения учебного предмета "Русский язык"
- Место учебного предмета "Русский язык" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Русский язык"
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- Общие сведения о языке
- Язык и речь
- Текст
- Функциональные разновидности языка
- Система языка
- 9 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- Гражданского воспитания
- Патриотического воспитания
- Духовно-нравственного воспитания
- Эстетического воспитания
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Трудового воспитания
- Экологического воспитания
- Ценности научного познания
- Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды
- Метапредметные результаты
- 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
- 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
- 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
- Предметные результаты
- 5 класс
- Общие сведения о языке
- Язык и речь
- Текст
- Функциональные разновидности языка
- Система языка
- Морфология. Культура речи. Орфография
- Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 2.1.2. Литература
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Литература"
- Цели изучения предмета "Литература"
- Место учебного предмета "Литература" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Литература" по годам изучения
- 5 класс
- Мифология
- Фольклор
- Литература первой половины XIX века
- Литература второй половины XIX века
- Литература XIX - XX веков
- Литература XX - XXI веков
- Литература народов Российской Федерации
- Зарубежная литература
- 6 класс
- Античная литература
- Фольклор
- Древнерусская литература
- Литература первой половины XIX века
- Литература второй половины XIX века
- Литература XX века
- Литература народов Российской Федерации
- Зарубежная литература
- 7 класс
- Древнерусская литература
- Литература первой половины XIX века
- Литература второй половины XIX века
- Литература конца XIX - начала XX века
- Литература первой половины XX века
- Литература второй половины XX века
- Зарубежная литература
- 8 класс
- Древнерусская литература
- Литература XVIII века
- Литература первой половины XIX века
- Литература второй половины XIX века
- Литература первой половины XX века
- Литература второй половины XX века
- Зарубежная литература
- 9 класс
- Планируемые результаты освоения предмета "Литература" в основной школе
- Личностные результаты
- Гражданского воспитания
- Патриотического воспитания
- Духовно-нравственного воспитания
- Эстетического воспитания
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Трудового воспитания
- Экологического воспитания
- Ценности научного познания
- Метапредметные результаты
- Овладение универсальными учебными познавательными действиями
- Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
- Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
- Предметные результаты (5 - 9 классы)
- Предметные результаты по классам
- 2.1.3. Родной язык (русский)
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Родной язык (русский)"
- Цели изучения учебного предмета "Родной язык (русский)"
- Место учебного предмета "Родной язык (русский)" в учебном плане
- Основные содержательные линии программы учебного предмета "Родной язык (русский)"
- Содержание учебного предмета "Родной язык (русский)"
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Родной язык (русский)"
- Личностные результаты
- Гражданского воспитания
- Патриотического воспитания
- Духовно-нравственного воспитания
- Эстетического воспитания
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Трудового воспитания
- Экологического воспитания
- Ценности научного познания
- Метапредметные результаты
- Базовые логические действия
- Базовые исследовательские действия
- Работа с информацией
- Общение
- Совместная деятельность
- Самоорганизация
- Самоконтроль
- Эмоциональный интеллект
- Принятие себя и других
- Предметные результаты
- 2.1.4 Родная литература (русская)
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Родная литература (русская)"
- Цели изучения учебного предмета "Родная литература (русская)"
- Место учебного предмета "Родная литература (русская)" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Родная литература (русская)"
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Родная литература (русская)"
- Личностные результаты
- Гражданского воспитания
- Патриотического воспитания
- Духовно-нравственного воспитания
- Эстетического воспитания
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Трудового воспитания
- Экологического воспитания
- Ценности научного познания
- Метапредметные результаты
- Предметные результаты
- 2.1.5 Английский язык
- Примерная рабочая программа. Английский язык (для 5 - 9 классов образовательных организаций)
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "иностранный (английский) язык"
- Цели учебного предмета "иностранный (английский) язык"
- Место учебного предмета "иностранный (английский) язык" в учебном плане
- Содержание обучения учебному предмету "Английский язык"
- 5 класс
- Коммуникативные умения
- Говорение
- Аудирование
- Смысловое чтение
- Письменная речь
- Языковые знания и умения
- Фонетическая сторона речи
- Графика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 6 класс
- Коммуникативные умения
- Говорение
- Аудирование
- Смысловое чтение
- Письменная речь
- Языковые знания и умения
- Фонетическая сторона речи
- Графика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 7 класс
- Коммуникативные умения
- Говорение
- Аудирование
- Смысловое чтение
- Письменная речь
- Языковые знания и умения
- Фонетическая сторона речи
- Графика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 8 класс
- Коммуникативные умения
- Говорение
- Аудирование
- Смысловое чтение
- Письменная речь
- Языковые знания и умения
- Фонетическая сторона речи
- Графика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 9 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Иностранный (английский) язык"
- 2.1.6 Немецкий язык
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Иностранный (немецкий) язык"
- Цели изучения учебного предмета "Иностранный (немецкий) язык"
- Место учебного предмета "Иностранный (немецкий) язык" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Иностранный (немецкий) язык"
- 5 класс
- Коммуникативные умения
- Говорение
- Аудирование
- Смысловое чтение
- Письменная речь
- Фонетическая сторона речи
- Орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 6 класс
- Коммуникативные умения
- Говорение
- Аудирование
- Смысловое чтение
- Письменная речь
- Фонетическая сторона речи
- Орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 7 класс
- Коммуникативные умения
- Говорение
- Аудирование
- Смысловое чтение
- Письменная речь
- Фонетическая сторона речи
- Орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 8 класс
- Коммуникативные умения
- Говорение
- Аудирование
- Смысловое чтение
- Письменная речь
- Фонетическая сторона речи
- Орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 9 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Иностранный (немецкий) язык" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- Метапредметные результаты
- Овладение универсальными учебными познавательными действиями
- 1) Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений)
- 2) Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
- 3) Работа с информацией
- Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
- Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
- Предметные результаты
- 5 класс
- Коммуникативные умения
- Языковые знания и умения
- Фонетическая сторона речи
- Графика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 6 класс
- Коммуникативные умения
- Языковые знания и умения
- Фонетическая сторона речи
- Графика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 7 класс
- Коммуникативные умения
- Языковые знания и умения
- Фонетическая сторона речи
- Графика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 8 класс
- Коммуникативные умения
- Языковые знания и умения
- Фонетическая сторона речи
- Графика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания
- Компенсаторные умения
- 9 класс
- 2.1.7. Французский язык
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Иностранный (французский) язык"
- Цели изучения учебного предмета "Иностранный (французский) язык"
- Место учебного предмета "Иностранный (французский) язык" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Иностранный (французский) язык"
- 5 класс
- Коммуникативные умения
- Виды речевой деятельности
- Языковые навыки и умения
- Социокультурные знания и умения
- 6 класс
- Коммуникативные умения
- Виды речевой деятельности
- Языковые навыки и умения
- Социокультурные знания и умения
- 7 класс
- Коммуникативные умения
- Виды речевой деятельности
- Языковые навыки и умения
- Социокультурные знания и умения
- 8 класс
- Коммуникативные умения
- Виды речевой деятельности
- Языковые навыки и умения
- Социокультурные знания и умения
- 9 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Иностранный (французский) язык" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- Гражданского воспитания
- Патриотического воспитания
- Духовно-нравственного воспитания
- Эстетического воспитания
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Трудового воспитания
- Экологического воспитания
- Ценности научного познания
- Метапредметные результаты
- Овладение универсальными учебными познавательными действиями
- Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
- Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
- Предметные результаты
- 2.1.8. Испанский язык
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Иностранный (испанский) язык"
- Цели изучения учебного предмета "Иностранный (испанский) язык"
- Место учебного предмета в учебном плане "Иностранный (испанский) язык"
- Содержание учебного предмета "Иностранный (испанский) язык"
- 5 класс
- Коммуникативные умения
- Виды речевой деятельности
- Языковые навыки и умения
- Фонетическая сторона речи
- Графика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 6 класс
- Коммуникативные умения
- Виды речевой деятельности
- Языковые навыки и умения
- Фонетическая сторона речи
- Графика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 7 класс
- Коммуникативные умения
- Виды речевой деятельности
- Языковые навыки и умения
- Фонетическая сторона речи
- Графика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 8 класс
- Коммуникативные умения
- Виды речевой деятельности
- Языковые навыки и умения
- Фонетическая сторона речи
- Графика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- Компенсаторные умения
- 9 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Иностранный (испанский) язык" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- Гражданского воспитания
- Патриотического воспитания
- Духовно-нравственного воспитания
- Эстетического воспитания
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Трудового воспитания
- Экологического воспитания
- Ценности научного познания
- Метапредметные результаты
- Овладение универсальными учебными познавательными действиями
- Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
- Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
- Предметные результаты
- 2.1.9 Китайский язык
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Иностранный (китайский) язык"
- Цели изучения учебного предмета "Иностранный (китайский) язык"
- Место учебного предмета в учебном плане "Иностранный (китайский) язык"
- Содержание учебного предмета "Иностранный (китайский) язык"
- 5 класс
- Коммуникативные умения
- Виды речевой деятельности
- Языковая сторона речи
- Фонетическая сторона речи
- Иероглифика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- 6 класс
- Коммуникативные умения
- Виды речевой деятельности
- Языковая сторона речи
- Фонетическая сторона речи
- Иероглифика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- 7 класс
- Коммуникативные умения
- Виды речевой деятельности
- Языковая сторона речи
- Фонетическая сторона речи
- Иероглифика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- 8 класс
- Коммуникативные умения
- Виды речевой деятельности
- Языковая сторона речи
- Фонетическая сторона речи
- Иероглифика, орфография и пунктуация
- Лексическая сторона речи
- Грамматическая сторона речи
- Социокультурные знания и умения
- 9 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Иностранный (китайский) язык"
- Личностные результаты
- Гражданского воспитания
- Патриотического воспитания
- Духовно-нравственного воспитания
- Эстетического воспитания
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Трудового воспитания
- Экологического воспитания
- Ценности научного познания
- Метапредметные результаты
- Овладение универсальными учебными познавательными действиями
- Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
- Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
- Предметные результаты
- 2.1.10. История
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "История"
- Цели изучения учебного предмета "История"
- Место учебного предмета "История" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "История"
- Структура и последовательность изучения курсов
- 5 Класс
- История Древнего мира (68 ч)
- Первобытность (4 ч)
- Древний мир (62 ч)
- Древний Восток (20 ч)
- Древний Египет (7 ч)
- Древние цивилизации Месопотамии (4 ч)
- Восточное Средиземноморье в древности (2 ч)
- Персидская держава (2 ч)
- Древняя Индия (2 ч)
- Древний Китай (3 ч)
- Древняя Греция. Эллинизм (20 ч)
- Древнейшая Греция (4 ч)
- Греческие полисы (10 ч)
- Культура Древней Греции (3 ч)
- Македонские завоевания. Эллинизм (3 ч)
- Древний Рим (20 ч)
- 6 Класс
- Всеобщая история. История средних веков (23 ч)
- Народы Европы в раннее Средневековье (4 ч)
- Византийская империя в VI - XI вв. (2 ч)
- Арабы в VI - XI вв. (2 ч)
- Средневековое европейское общество (3 ч)
- Государства Европы в XII - XV вв. (4 ч)
- Культура средневековой Европы (2 ч)
- Страны Востока в Средние века (3 ч)
- Государства доколумбовой Америки в Средние века (1 ч)
- История России. От Руси к Российскому государству (45 ч)
- 7 Класс
- Всеобщая история. История нового времени. Конец XV - XVII в. (23 ч)
- Великие географические открытия (2 ч)
- Изменения в европейском обществе в XVI - XVII вв. (2 ч)
- Реформация и контрреформация в Европе (2 ч)
- Государства Европы в XVI - XVII вв. (7 ч)
- Международные отношения в XVI - XVII вв. (2 ч)
- Европейская культура в раннее Новое время (3 ч)
- Страны Востока в XVI - XVII вв. (3 ч)
- История России. Россия в XVI - XVII вв.: от великого княжества к царству (45 ч)
- 8 Класс
- Всеобщая история. История нового времени. XVIII в. (23 ч)
- Век Просвещения (2 ч)
- Государства Европы в XVIII в. (6 ч)
- Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость (2 ч)
- Французская революция конца XVIII в. (3 ч)
- Европейская культура в XVIII в. (3 ч)
- Международные отношения в XVIII в. (2 ч)
- Страны Востока в XVIII в. (3 ч)
- История России. Россия в конце XVII - XVIII в.: от царства к империи (45 ч)
- 9 Класс
- Всеобщая история. История нового времени. XIX - Начало XX в. (23 ч)
- Европа в начале XIX в. (2 ч)
- Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политические процессы (2 ч)
- Политическое развитие европейских стран в 1815 - 1840-е гг. (2 ч)
- Страны Европы и Северной Америки в середине XIX - начале XX в. (6 ч)
- Страны Латинской Америки в XIX - начале XX в. (2 ч)
- Страны Азии в XIX - начале XX в. (3 ч)
- Народы Африки в XIX - начале XX в. (1 ч)
- Развитие культуры в XIX - начале XX в. (2 ч)
- Международные отношения в XIX - начале XX в. (1 ч)
- История России. Российская империя в XIX - начале XX в. (45 ч)
- Александровская эпоха: государственный либерализм (7 ч)
- Николаевское самодержавие: государственный консерватизм (5 ч)
- Культурное пространство империи в первой половине XIX в. (3 ч)
- Народы России в первой половине XIX в. (2 ч)
- Социальная и правовая модернизация страны при Александре II (6 ч)
- Россия в 1880 - 1890-х гг. (4 ч)
- Культурное пространство империи во второй половине XIX в. (3 ч)
- Этнокультурный облик империи (2 ч)
- Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений (2 ч)
- Россия на пороге XX в. (9 ч)
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "История" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- Метапредметные результаты
- В сфере универсальных учебных познавательных действий
- В сфере универсальных учебных коммуникативных действий
- В сфере универсальных учебных регулятивных действий
- В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других
- Предметные результаты
- 5 класс
- 1. Знание хронологии, работа с хронологией
- 2. Знание исторических фактов, работа с фактами
- 3. Работа с исторической картой
- 4. Работа с историческими источниками
- 5. Историческое описание (реконструкция)
- 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений
- 7. Рассмотрение исторических версий и оценок
- 8. Применение исторических знаний
- 6 класс
- 1. Знание хронологии, работа с хронологией
- 2. Знание исторических фактов, работа с фактами
- 3. Работа с исторической картой
- 4. Работа с историческими источниками
- 5. Историческое описание (реконструкция)
- 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений
- 7. Рассмотрение исторических версий и оценок
- 8. Применение исторических знаний
- 7 класс
- 1. Знание хронологии, работа с хронологией
- 2. Знание исторических фактов, работа с фактами
- 3. Работа с исторической картой
- 4. Работа с историческими источниками
- 5. Историческое описание (реконструкция)
- 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений
- 7. Рассмотрение исторических версий и оценок
- 8. Применение исторических знаний
- 8 класс
- 1. Знание хронологии, работа с хронологией
- 2. Знание исторических фактов, работа с фактами
- 3. Работа с исторической картой
- 4. Работа с историческими источниками
- 5. Историческое описание (реконструкция)
- 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений
- 7. Рассмотрение исторических версий и оценок
- 8. Применение исторических знаний
- 9 класс
- 1. Знание хронологии, работа с хронологией
- 2. Знание исторических фактов, работа с фактами
- 3. Работа с исторической картой
- 4. Работа с историческими источниками
- 5. Историческое описание (реконструкция)
- 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений
- 7. Рассмотрение исторических версий и оценок
- 8. Применение исторических знаний
- 2.1.11. Обществознание
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Обществознание"
- Цели изучения учебного предмета "Обществознание"
- Место учебного предмета "Обществознание" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Обществознание"
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Обществознание" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- Гражданского воспитания
- Патриотического воспитания
- Духовно-нравственного воспитания
- Эстетического воспитания
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Трудового воспитания
- Экологического воспитания
- Ценности научного познания
- Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды
- Метапредметные результаты
- 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
- 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
- 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
- Предметные результаты
- 2.1.12. География
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "География"
- Цели изучения учебного предмета "География"
- Место учебного предмета "География" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "География"
- 5 класс
- Раздел 1. Географическое изучение Земли
- Раздел 2. Изображения земной поверхности
- Раздел 3. Земля - планета солнечной системы
- Раздел 4. Оболочки Земли
- Заключение
- 6 класс
- Раздел 4. Оболочки земли
- Тема 2. Гидросфера - водная оболочка Земли
- Тема 3. Атмосфера - воздушная оболочка Земли
- Тема 4. Биосфера - оболочка жизни
- Заключение
- 7 класс
- Раздел 1. Главные закономерности природы земли
- Тема 1. Географическая оболочка
- Тема 2. Литосфера и рельеф Земли
- Тема 3. Атмосфера и климаты Земли
- Тема 4. Мировой океан - основная часть гидросферы
- Раздел 2. Человечество на земле
- Раздел 3. Материки и страны
- 8 класс
- Раздел 1. Географическое пространство России
- Тема 1. История формирования и освоения территории России
- Тема 2. Географическое положение и границы России
- Тема 3. Время на территории России
- Тема 4. Административно-территориальное устройство России. Районирование территории
- Раздел 2. Природа России
- Тема 1. Природные условия и ресурсы России
- Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
- Тема 3. Климат и климатические ресурсы
- Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы
- Тема 5. Природно-хозяйственные зоны
- Раздел 3. Население России
- 9 класс
- Раздел 4. Хозяйство России
- Тема 1. Общая характеристика хозяйства России
- Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
- Тема 3. Металлургический комплекс
- Тема 4. Машиностроительный комплекс
- Тема 5. Химико-лесной комплекс
- Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)
- Тема 7. Инфраструктурный комплекс
- Тема 8. Обобщение знаний
- Раздел 5. Регионы России
- Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России
- Тема 2. Восточный макрорегион (Азиатская часть) России
- Тема 3. Обобщение знаний
- Раздел 6. Россия в современном мире
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "География" на уровне основного общего образования
- 2.1.13. Математика
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Математика"
- Цели и особенности изучения учебного предмета "Математика". 5 - 9 классы
- Место учебного предмета "Математика" в учебном плане
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Математика" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- Патриотическое воспитание
- Гражданское и духовно-нравственное воспитание
- Трудовое воспитание
- Эстетическое воспитание
- Ценности научного познания
- Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Экологическое воспитание
- Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды
- Метапредметные результаты
- Базовые логические действия
- Базовые исследовательские действия
- Работа с информацией
- Общение
- Сотрудничество
- Самоорганизация
- Самоконтроль
- Предметные результаты
- Примерная рабочая программа учебного курса "Математика". 5 - 6 классы
- Цели изучения учебного курса
- Место учебного курса в учебном плане
- Содержание учебного курса (по годам обучения)
- Планируемые предметные результаты освоения примерной рабочей программы курса (по годам обучения)
- Примерная рабочая программа учебного курса "Алгебра". 7 - 9 классы
- Цели изучения учебного курса
- Место учебного курса в учебном плане
- Содержание учебного курса (по годам обучения)
- Планируемые предметные результаты освоения примерной рабочей программы курса (по годам обучения)
- Примерная рабочая программа учебного курса "Геометрия". 7 - 9 классы
- Цели изучения учебного курса
- Место учебного курса в учебном плане
- Содержание учебного курса (по годам обучения)
- Планируемые предметные результаты освоения примерной рабочей программы курса (по годам обучения)
- Примерная рабочая программа учебного курса "Вероятность и статистика". 7 - 9 классы
- 2.1.14. Информатика
- Пояснительная записка
- Цели изучения учебного предмета "Информатика"
- Общая характеристика учебного предмета "Информатика"
- Место учебного предмета "Информатика" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Информатика"
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Информатика" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- Патриотическое воспитание
- Духовно-нравственное воспитание
- Гражданское воспитание
- Ценности научного познания
- Формирование культуры здоровья
- Трудовое воспитание
- Экологическое воспитание
- Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды
- Метапредметные результаты
- Универсальные познавательные действия
- Универсальные коммуникативные действия
- Универсальные регулятивные действия
- Предметные результаты
- 2.1.15. Физика
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Физика"
- Цели изучения учебного предмета "Физика"
- Место учебного предмета "Физика" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Физика"
- 7 класс
- Раздел 1. Физика и ее роль в познании окружающего мира
- Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества
- Раздел 3. Движение и взаимодействие тел
- Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов
- Раздел 5. Работа и мощность. Энергия
- 8 класс
- 9 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Физика" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- Патриотическое воспитание
- Гражданское и духовно-нравственное воспитание
- Эстетическое воспитание
- Ценности научного познания
- Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Трудовое воспитание
- Экологическое воспитание
- Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды
- Метапредметные результаты
- Универсальные познавательные действия
- Универсальные коммуникативные действия
- Универсальные регулятивные действия
- Предметные результаты
- 2.1.16. Биология
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Биология"
- Цели изучения учебного предмета "Биология"
- Место учебного предмета "Биология" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Биология"
- 5 класс
- 1. Биология - наука о живой природе
- 2. Методы изучения живой природы
- 3. Организмы - тела живой природы
- 4. Организмы и среда обитания
- 5. Природные сообщества
- 6. Живая природа и человек
- 6 класс
- 1. Растительный организм
- 2. Строение и жизнедеятельность растительного организма
- 7 класс
- 1. Систематические группы растений
- 2. Развитие растительного мира на Земле
- 3. Растения в природных сообществах
- 4. Растения и человек
- 5. Грибы. Лишайники. Бактерии
- 8 класс
- 1. Животный организм
- 2. Строение и жизнедеятельность организма животного
- 3. Систематические группы животных
- 4. Развитие животного мира на Земле
- 5. Животные в природных сообществах
- 6. Животные и человек
- 9 класс
- 1. Человек - биосоциальный вид
- 2. Структура организма человека
- 3. Нейрогуморальная регуляция
- 4. Опора и движение
- 5. Внутренняя среда организма
- 6. Кровообращение
- 7. Дыхание
- 8. Питание и пищеварение
- 9. Обмен веществ и превращение энергии
- 10. Кожа
- 11. Выделение
- 12. Размножение и развитие
- 13. Органы чувств и сенсорные системы
- 14. Поведение и психика
- 15. Человек и окружающая среда
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Биология" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- Патриотическое воспитание
- Гражданское воспитание
- Духовно-нравственное воспитание
- Эстетическое воспитание
- Ценности научного познания
- Формирование культуры здоровья
- Трудовое воспитание
- Экологическое воспитание
- Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды
- Метапредметные результаты
- Универсальные познавательные действия
- Универсальные коммуникативные действия
- Универсальные регулятивные действия
- Предметные результаты
- 2.1.17. Химия
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Химия"
- Цели изучения учебного предмета "Химия"
- Место учебного предмета "Химия" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Химия"
- 8 класс
- Первоначальные химические понятия
- Важнейшие представители неорганических веществ
- Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
- Межпредметные связи
- 9 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Химия" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- Патриотического воспитания
- Гражданского воспитания
- Ценности научного познания
- Формирования культуры здоровья
- Трудового воспитания
- Экологического воспитания
- Метапредметные результаты
- Базовыми логическими действиями
- Базовыми исследовательскими действиями
- Работой с информацией
- Универсальными коммуникативными действиями
- Универсальными регулятивными действиями
- Предметные результаты
- 2.1.18. Изобразительное искусство
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Изобразительное искусство"
- Цель изучения учебного предмета "Изобразительное искусство"
- Задачами учебного предмета "Изобразительное искусство" являются
- Место предмета "Изобразительное искусство" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Изобразительное искусство"
- Модуль N 1 "Декоративно-прикладное и народное искусство"
- Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
- Древние корни народного искусства
- Убранство русской избы
- Народный праздничный костюм
- Народные художественные промыслы
- Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
- Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
- Модуль N 2 "Живопись, графика, скульптура"
- Общие сведения о видах искусства
- Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
- Жанры изобразительного искусства
- Натюрморт
- Портрет
- Пейзаж
- Бытовой жанр в изобразительном искусстве
- Исторический жанр в изобразительном искусстве
- Библейские темы в изобразительном искусстве
- Модуль N 3 "Архитектура и дизайн"
- Графический дизайн
- Макетирование объемно-пространственных композиций
- Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
- Образ человека и индивидуальное проектирование
- Модуль N 4 "Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография" (вариативный)
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Изобразительное искусство" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- 1. Патриотическое воспитание
- 2. Гражданское воспитание
- 3. Духовно-нравственное воспитание
- 4. Эстетическое воспитание
- 5. Ценности познавательной деятельности
- 6. Экологическое воспитание
- 7. Трудовое воспитание
- 8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
- Метапредметные результаты
- 1. Овладение универсальными познавательными действиями
- 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
- 3. Овладение универсальными регулятивными действиями
- Предметные результаты
- Модуль N 1 "Декоративно-прикладное и народное искусство"
- Модуль N 2 "Живопись, графика, скульптура"
- Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
- Жанры изобразительного искусства
- Натюрморт
- Портрет
- Пейзаж
- Бытовой жанр
- Исторический жанр
- Библейские темы в изобразительном искусстве
- Модуль N 3 "Архитектура и дизайн"
- Модуль N 4 "Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография" (вариативный)
- 2.1.19. Музыка
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Музыка"
- Цель изучения учебного предмета "Музыка"
- Место предмета в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Музыка"
- Модуль N 1 "Музыка моего края"
- Модуль N 2 "Народное музыкальное творчество России"
- Модуль N 3 "Музыка народов мира"
- Модуль N 4 "Европейская классическая музыка"
- Модуль N 5 "Русская классическая музыка"
- Модуль N 6 "Образы русской и европейской духовной музыки"
- Модуль N 7 "Жанры музыкального искусства"
- Модуль N 8 "Связь музыки с другими видами искусства"
- Модуль N 9 "Современная музыка: основные жанры и направления"
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Музыка" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- 1. Патриотического воспитания
- 2. Гражданского воспитания
- 3. Духовно-нравственного воспитания
- 4. Эстетического воспитания
- 5. Ценности научного познания
- 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
- 7. Трудового воспитания
- 8. Экологического воспитания
- Метапредметные результаты
- Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета "Музыка"
- Предметные результаты
- Модуль N 1 "Музыка моего края"
- Модуль N 2 "Народное музыкальное творчество России"
- Модуль N 3 "Музыка народов мира"
- Модуль N 4 "Европейская классическая музыка"
- Модуль N 5 "Русская классическая музыка"
- Модуль N 6 "Образы русской и европейской духовной музыки"
- Модуль N 7 "Современная музыка: основные жанры и направления"
- Модуль N 8 "Связь музыки с другими видами искусства"
- Модуль N 9 "Жанры музыкального искусства"
- 2.1.20. Технология
- Пояснительная записка
- Научный, общекультурный и образовательный контекст технологии
- Цели и задачи изучения предметной области "Технология" в основном общем образовании
- Общая характеристика учебного предмета "Технология"
- Место учебного предмета "Технология" в учебном плане
- Содержание обучения
- Инвариантные модули
- Модуль "Производство и технология"
- 5 - 6 классы
- Раздел 1. Преобразовательная деятельность человека
- Раздел 2. Простейшие машины и механизмы
- Раздел 3. Задачи и технологии их решения
- Раздел 4. Основы проектной деятельности
- Раздел 5. Технология домашнего хозяйства
- Раздел 6. Мир профессий
- 7 - 9 классы
- Модуль "Технология обработки материалов и пищевых продуктов"
- 5 - 6 классы
- Раздел 1. Структура технологии: от материала к изделию
- Раздел 2. Материалы и их свойства
- Раздел 3. Основные ручные инструменты
- Раздел 4. Трудовые действия как основные слагаемые технологии
- Раздел 5. Технологии обработки конструкционных материалов
- Раздел 6. Технология обработки текстильных материалов
- Раздел 7. Технологии обработки пищевых продуктов
- 7 - 9 классы
- Вариативные модули
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Технология" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- Патриотическое воспитание
- Гражданское и духовно-нравственное воспитание
- Эстетическое воспитание
- Ценности научного познания и практической деятельности
- Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Трудовое воспитание
- Экологическое воспитание
- Метапредметные результаты
- Овладение универсальными познавательными действиями
- Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
- Овладение универсальными коммуникативными действиями
- Предметные результаты
- Схемы построения учебного курса
- 2.1.21. Физическая культура
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Физическая культура"
- Цели изучения учебного предмета "Физическая культура"
- Место учебного предмета "Физическая культура" в учебном плане
- Содержание учебного предмета "Физическая культура"
- Планируемые результаты освоения учебного предмета "Физическая культура" на уровне основного общего образования
- 2.1.22. Основы безопасности жизнедеятельности (8 - 9 классы)
- 1. Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для 8 - 9 классов
- Цель изучения учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"
- Место предмета в учебном плане
- 2. Содержание учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"
- Модуль N 1 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе"
- Модуль N 2 "Безопасность в быту"
- Модуль N 3 "Безопасность на транспорте"
- Модуль N 4 "Безопасность в общественных местах"
- Модуль N 5 "Безопасность в природной среде"
- Модуль N 6 "Здоровье и как его сохранить. основы медицинских знаний"
- Модуль N 7 "Безопасность в социуме"
- Модуль N 8 "Безопасность в информационном пространстве"
- Модуль N 9 "Основы противодействия экстремизму и терроризму"
- Модуль N 10 "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения"
- 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на уровне основного общего образования
- Личностные результаты
- 1. Патриотическое воспитание
- 2. Гражданское воспитание
- 3. Духовно-нравственное воспитание
- 4. Эстетическое воспитание
- 5. Ценности научного познания
- 6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
- 7. Трудовое воспитание
- 8. Экологическое воспитание
- Метапредметные результаты
- Предметные результаты
- Модуль N 1 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе"
- Модуль N 2 "Безопасность в быту"
- Модуль N 3 "Безопасность на транспорте"
- Модуль N 4 "Безопасность в общественных местах"
- Модуль N 5 "Безопасность в природной среде"
- Модуль N 6 "Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний"
- Модуль N 7 "Безопасность в социуме"
- Модуль N 8 "Безопасность в информационном пространстве"
- Модуль N 9 "Основы противодействия экстремизму и терроризму"
- Модуль N 10 "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения"
- 2.2. Примерная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
- 2.2.1. Целевой раздел
- 2.2.2. Содержательный раздел
- Описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов
- Русский язык и литература
- Иностранный язык (на примере английского языка)
- Математика и информатика
- Естественно-научные предметы
- Общественно-научные предметы
- Формирование универсальных учебных познавательных действий
- Формирование базовых логических действий
- Формирование базовых исследовательских действий
- Работа с информацией
- Формирование универсальных учебных коммуникативных действий
- Формирование универсальных учебных регулятивных действий
- Особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности
- Особенности реализации учебно-исследовательской деятельности
- Особенности организации учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной деятельности
- Особенности организации учебной исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности
- Общие рекомендации по оцениванию учебной исследовательской деятельности
- Особенности организации проектной деятельности
- 2.2.3. Организационный раздел
- 2.3. Примерная программа воспитания
- 2.3.1. Пояснительная записка
- 2.3.2. Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса
- 2.3.3. Цель и задачи воспитания
- 2.3.4. Виды, формы и содержание деятельности
- Модуль "Ключевые общешкольные дела"
- Вне образовательной организации
- На уровне образовательной организации
- На уровне классов
- На уровне обучающихся
- Модуль "Классное руководство"
- Работа с классным коллективом
- Индивидуальная работа с обучающимися
- Работа с учителями-предметниками в классе
- Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
- Модуль "Курсы внеурочной деятельности"
- Модуль "Школьный урок"
- Модуль "Самоуправление"
- Модуль "Детские общественные объединения"
- Модуль "Экскурсии, экспедиции, походы"
- Модуль "Профориентация"
- Модуль "Школьные медиа"
- Модуль "Организация предметно-эстетической среды"
- Модуль "Работа с родителями (законными представителями)"
- 2.3.5. Основные направления самоанализа воспитательной работы
- 2.4. Программа коррекционной работы
- 2.4.1. Цели, задачи и принципы построения программы коррекционной работы
- 2.4.2. Перечень и содержание направлений работы
- 2.4.3. Механизмы реализации программы
- 2.4.4. Требования к условиям реализации программы
- Психолого-педагогическое обеспечение
- Программно-методическое обеспечение
- Кадровое обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Информационное обеспечение
- 2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы
- 3. Организационный раздел программы основного общего образования
- 3.1. Примерный учебный план программы основного общего образования
- Вариант N 1. Примерный недельный учебный план основного общего образования для 5-дневной учебной недели
- Вариант N 2. Примерный недельный учебный план основного общего образования для 5-дневной учебной недели с изучением родного языка или на родном языке
- Вариант N 3. Примерный недельный учебный план основного общего образования для 6-дневной учебной недели
- Вариант N 4. Примерный недельный учебный план основного общего образования для 6-дневной учебной недели
- Вариант N 5. Примерный недельный учебный план основного общего образования для 6-дневной учебной недели (изучение родного и (или) государственного языка наряду с преподаванием на русском языке)
- Вариант N 6. Примерный недельный учебный план основного общего образования для 6-дневной учебной недели (обучение на родном (нерусском) языке)
- 3.2. Примерный план внеурочной деятельности
- 3.3. Примерный календарный план воспитательной работы
- Пояснительная записка
- Примерный календарный план воспитательной работы на учебный год (основное общее образование)
- Модуль "Ключевые общешкольные дела"
- Модуль "Самоуправление"
- Модуль "Профориентация"
- Модуль "Школьные медиа"
- Модуль "Детские общественные объединения"
- Модуль "Экскурсии, экспедиции, походы"
- Модуль "Организация предметно-эстетической среды"
- Модуль "Работа с родителями"
- Модуль "Классное руководство"
- Модуль "Школьный урок"
- Модуль "Курсы внеурочной деятельности"
- 3.4. Характеристика условий реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО
- 3.4.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
- 3.4.2. Описание психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
- 3.4.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей