Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Модуль N 1 "Музыка моего края"

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3 - 4 учебных часа

Фольклор - народное творчество <3>

Традиционная музыка - отражение жизни народа.

Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.)

Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:

- принадлежности к народной или композиторской музыке;

- исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);

- жанра, основного настроения, характера музыки. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр

Б)

3 - 4 учебных часа

Календарный фольклор <4>

Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние - на выбор учителя)

Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев.

На выбор или факультативно

Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента. Участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка

В)

3 - 4 учебных часа

Семейный фольклор

Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания

Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла. Изучение особенностей их исполнения и звучания. Определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов. Разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя).

На выбор или факультативно

Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента. Исследовательские проекты по теме "Жанры семейного фольклора"

Г)

3 - 4 учебных часа

Наш край сегодня

Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки - композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория

Разучивание и исполнение гимна республики, города; песен местных композиторов.

Знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства.

На выбор или факультативно

Посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов; написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии.

Исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам).

Творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма и т.д.), направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края

--------------------------------

<3> В случае, если в начальной школе тематический материал по блокам 1 и 2 уже был освоен на достаточном уровне, целесообразно повторить его сокращенно и увеличить количество учебных часов на изучение других тематических блоков.

<4> При выборе данного тематического блока рекомендуется включать его в тематическое планирование в четверти, соответствующей конкретному календарному сезону.