Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Модуль N 4 "Европейская классическая музыка"

Модуль N 4 "Европейская классическая музыка" <11>

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

2 - 3 учебных часа

Национальные истоки классической музыки

Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др.

Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов.

Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений.

--------------------------------

<11> Изучение тематических блоков данного модуля строится по принципу сопоставления значительных явлений, стилей, образов на примере творчества крупнейших композиторов Западной Европы. Однако биографические сведения из жизни композиторов предполагаются к использованию лишь в качестве контекста и не должны подменять собой освоение, постижение смысла самих музыкальных произведений.

В календарном планировании данный модуль целесообразно соотносить с изучением модуля "Музыка народов мира", переходя от фольклора той или иной страны к творчеству профессиональных композиторов, в котором изученная национальная традиция получила продолжение и развитие.

Продолжение

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Значение и роль композитора - основоположника национальной классической музыки.

Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе).

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков, представителей национальных школ.

Просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе.

Посещение концерта классической музыки, балета, драматического спектакля

Б)

2 - 3 учебных часа

Музыкант и публика

Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики.

Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня

Знакомство с образцами виртуозной музыки. Размышление над фактами биографий великих музыкантов - как любимцев публики, так и непонятых современниками.

Определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмо-интонации.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

Знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета.

На выбор или факультативно

Работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения).

Посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе.

Создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания

В)

4 - 6 учебных часов

Музыка - зеркало эпохи

Искусство как отражение, с одной стороны - образа жизни, с другой - главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена

Знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе).

Исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры).

Просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов

Продолжение

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Г)

4 - 6 учебных часов

Музыкальный образ

Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека - судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров)

Знакомство с произведениями композиторов - венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения.

Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора. Составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе и т.д.)

Д)

3 - 4 учебных часа

Музыкальная драматургия

Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка.

Музыкальная форма - строение музыкального произведения

Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития. Умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развертывании музыкальной драматургии. Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизмененных в процессе развития.

Составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения.

Создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма и др.), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков

Е)

4 - 6 учебных часов

Музыкальный стиль

Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драма-

Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи и т.д.).

Исполнение 2 - 3 вокальных произведений - образцов

Окончание

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

тургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и др.)

барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных).

Определение на слух в звучании незнакомого произведения:

- принадлежности к одному из изученных стилей;

- исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных инструментов);

- жанра, круга образов;

- способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в произведении и др.).

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты, посвященные эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX века