Названные модули можно рассматривать как элементы конструктора, из которого собирается содержание учебного предмета технологии с учетом пожеланий обучающихся и возможностей образовательного учреждения. При этом модули, входящие в инвариантный блок осваиваются в обязательном порядке, что позволяет сохранить единое смысловое поле предмета "Технология" и обеспечить единый уровень выпускников по данному предмету.
Схема "сборки" конкретного учебного курса, в общих чертах, такова.
В курсе технологии, опирающемся на "Концепцию преподавания предметной области "Технология" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы" можно выделить четыре содержательные линии, суть которых раскрывается в определенных разделах модулей, входящих в инвариантный блок.
Линия "Технология", нацеленная на формирование всего спектра знаний о сути технологии как последовательности взаимосвязанных этапов, операций и действий работы с данным материалом, направленной на достижение поставленной цели или получении заданного результата. Эта знания содержатся в разделах 1, 3, 8, 10, 11 содержания модуля "Производство и технология" и разделах 1, 11, 12 содержания модуля "Технологии обработки материалов и пищевых продуктов". Данная линия является системообразующей для всего курса технологии: от изучения материалов и инструментов их обработки в 5 классе до целостной реализации технологической цепочки в 8 и 9 классах.
Линия "Моделирование" направлена на конструирование и использование в познавательной и практической деятельности модели, как объекта-заменителя, отражающего наиболее существенные стороны изучаемого объекта, с точки зрения решаемой задачи, что открывает широкие возможности для творчества, вплоть до создания новых технологий. Суть моделирования, свойства и назначения моделей раскрываются в разделе 8 содержания модуля "Технологии обработки материалов и пищевых продуктов".
Линия "Проектирование", в рамках которой происходит освоение проектной деятельности в полном цикле: от постановки задачи до получения конкретных, значимых результатов, при этом активно используются методы и инструменты современной профессиональной деятельности: программные сервисы, когнитивные методы и инструменты. Изготовление любого изделия на уроках технологии имеет своей целью, прежде всего, получение практики проектной деятельности. Основы и инструментарий проектной деятельности осваиваются в разделе 4 модуля "Производство и технология".
Обозначенные выше надпредметные знания и умения формируются в процессе трудовой деятельности с различными материалами и освоении современной техносферы, в целом.
Линия "Профессиональная ориентация" дает представление о мире современных и перспективных профессий. Ее содержание представлено в разделах 6, 8 и 12 модуля "Производство и технология" и разделе 12 модуля "Технологии обработки материалов и пищевых продуктов".
Приведенные разделы составляют содержательное ядро общеобразовательного курса технологии, которое осваивается ровно в том виде, в каком оно представлено в программе. Остальные разделы направлены преимущественно на раскрытие содержания положений, составляющих названное ядро.
Необходимо подчеркнуть, что одним из важных аспектов формирования технологической грамотности является участие школьников в движении WorldSkills. В этом контексте целесообразно освоения различных видов технологий, в том числе обозначенных в Национальной технологической инициативе.
Приведенные содержательные линии в рамках модульного курса могут быть раскрыты с различной полнотой и направленностью.
(1) Инвариантные модули, включающие только модули "Производство и технология", "Технологии обработки материалов и пищевых продуктов", вариативные модули отсутствуют.
Эта структура фактически равнозначна традиционному курсу технологии (с добавлением нового содержания). Такая схема видится основной на начальном этапе внедрения модульного курса технологии, когда школы не имеют возможностей реализовать ту или иную вариативную составляющую. Во всех случаях, инвариантные модули осваиваются в обязательном порядке.
Расширение инвариантных модулей возможно в различных направлениях, в частности, в рамках содержательных линий "Технология" и "Моделирование".
(2) В качестве примера расширения линии "Технология" можно привести схему курса, включающую инвариантные модули и вариативный модуль "Растениеводство".
Содержание раздела 1 этого модуля "Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур" последовательно добавляется к содержанию модуля "Технологии обработки материалов и пищевых продуктов" в 5 - 7 классах с сохранением общей логики изложения разделов этого модуля при соблюдении общего баланса отведенных на изучение этих разделов часов. В 8 классе, согласно общей логике, осваиваются элементы традиционных производств (раздел 10), к которому добавляется содержание раздела 3 вариативного модуля "Сельскохозяйственное производство". При этом происходит перераспределение акцентов при изучении отдельных тем и общее число часов остается прежним. Схема этого курса представлена в таблице 1 (разделы, входящие в содержательное ядро, выделены подчеркиванием).
Преобразовательная деятельность человека. |
------------ Задачи и технологии их решения. |
Технологии и искусство. |
Современные технологии. |
------------- Элементы управления. |
|
------------ Основы проектирования. |
Технология и мир. Современная техносфера |
------------- Основы информационно-когнитивных технологий |
Мир профессий |
||
Технологии домашнего хозяйства. |
|||||
Мир профессий |
|||||
------------ Структура технологии: от материала к изделию. |
Технология обработки конструкционных материалов |
------------ Моделирование как основа познания и практической деятельности. |
Традиционные производства и технологии |
------------- Технологии в когнитивной сфере |
|
Материалы и изделия. |
Технология обработки текстильных материалов. |
Машины и их модели |
------------- Технологии и человек |
||
Основные ручные инструменты. |
|||||
Технология обработки пищевых продуктов |
|||||
Трудовые действия как основные слагаемые технологии |
|||||
Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур (почвы, виды почв, плодородие почв, инструменты обработки почв) |
Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур (выращивание растений на школьном/приусадебном участке) |
Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур, (полезные для человека дикорастущие растения. Сбор, заготовка и хранение полезных для человека дикорастущих растений, их плодов) |
Сельскохозяйственное производство |
||
(3) Примером расширения линии "Моделирование" является схема курса, включающая инвариантные модули и вариативный модуль "3D-моделирование, макетирование, прототипирование". Освоение содержания вариативного модуля начинается в 7 классе. Для сохранения общего баланса часов раздел 9 "Машины и модели" инвариантного модуля "Производство и технология" может быть дан обзорно. Основное внимание при этом будет уделено углубленному изучению раздела 8 "Моделирование как основа познавательной и практической деятельности", используя при этом содержание разделов 1 и 2 вариативного модуля. В 8 и 9 классах в соответствии с общей логикой изучаются технологии макетирования и прототипирования.
Схема такого курса представлена в таблице 2 (разделы, входящие в содержательное ядро, выделены подчеркиванием).
В целом же, общая структура модулей курса технологии представлена в таблице 1.
Структура модулей курса технологии
Преобразовательная деятельность человека. |
Задачи и технологии их решения. |
Технологии и искусство. |
Современные технологии. |
Элементы управления. |
|
Основы проектирования. |
Технология и мир. Современная техносфера |
Основы информационно-когнитивных технологий |
Мир профессий |
||
Простейшие машины и механизмы |
|||||
Технологии домашнего хозяйства. |
|||||
Мир профессий |
|||||
Структура технологии: от материала к изделию. |
Технология обработки конструкционных материалов. |
Моделирование как основа познания и практической деятельности. |
Традиционные производства и технологии |
Технологии в когнитивной сфере. |
|
Материалы и изделия. |
Технология обработки текстильных материалов. |
Технологии и человек |
|||
Машины и их модели |
|||||
Основные ручные инструменты. |
|||||
Технология обработки пищевых продуктов |
|||||
Трудовые действия как основные слагаемые технологии |
|||||
Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители. |
Роботы на производстве. |
(продолжение). Робототехнические проекты |
(продолжение). Робототехнические проекты |
От робототехники к искусственному интеллекту |
|
Робототехнические проекты |
|||||
Роботы: конструирование и управление |
|||||
Модели и технологии. |
Создание макетов с помощью программных средств |
Технология создания и исследования прототипов |
|||
Визуальные модели |
|||||
Модели и их свойства. |
Технология создания чертежей в программных средах. |
||||
Черчение как технология создания модели инженерного объекта |
|||||
Разработка проекта инженерного объекта |
|||||
Управление. Общие представления. |
Управление социально-экономическими системами. Предпринимательство |
||||
Управление техническими системами. |
|||||
Элементная база автоматизированных систем |
|||||
Элементы технологии выращивания сельскохозяйственных животных. (Приручение животных как фактор развития человеческой цивилизации. Сельскохозяйственные животные) |
Элементы технологии выращивания сельскохозяйственных животных. (Содержание сельскохозяйственных животных: помещение, оборудование, уход. Разведение животных. Породы животных, их создание) |
Элементы технологии выращивания сельскохозяйственных животных. (Животные у нас дома. Забота о домашних и бездомных животных. Проблема клонирования живых организмов. Социальные и этические проблемы) |
Производство животноводческих продуктов. |
||
Профессии, связанные с деятельностью животновода |
|||||
Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур (почвы, виды почв, плодородие почв, инструменты обработки почв) |
Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур (выращивание растений на школьном/приусадебном участке) |
Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур. (полезные для человека дикорастущие растения. Сбор, заготовка и хранение полезных для человека дикорастущих растений, их плодов) |
Сельскохозяйственное производство |
||
Сельскохозяйственные профессии |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей