<Письмо> Минпросвещения России от 25.03.2021 N 07-ПГ-МП-6461 <О рассмотрении обращения>

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО

от 25 марта 2021 г. N 07-ПГ-МП-6461

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее - Департамент) рассмотрел обращение, поступившее из Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и в рамках установленной компетенции сообщает.

В Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г.) провозглашена обязанность государства обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону (статьи 7 и 8).

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными нормами гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации) (далее - СК РФ).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - профилактика), установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ).

Основными задачами деятельности по профилактике являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 120-ФЗ).

В деятельности по профилактике по основным направлениям, установленным в главе II Федерального закона N 120-ФЗ, принимают участие органы и учреждения системы профилактики, в число которых в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 120-ФЗ входят, в том числе органы управления здравоохранением.

Согласно пункту 1 статьи 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Статья 122 СК РФ определяет, что должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 СК РФ, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Приказом Минпросвещения России от 10 января 2019 г. N 4 "О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" утверждены Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее - Порядок), а также форма акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее - акт обследования).

Пунктом 3 Порядка установлено, что основанием для проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 Порядка.

По результатам соответствующего обследования составляется акт обследования, содержащий оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка, выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию, а также выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, и рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка (пункт 8 Порядка).

Дополнительно сообщаем, что согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации гражданин может обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иного порядка обжалования действий (бездействия) должностных лиц действующим законодательством не предусмотрено.

Одновременно сообщаем, что полномочия органов опеки и попечительства предопределены обязательством защиты семейных прав, возлагаемой в том числе на данные органы в соответствии с пунктом 1 статьи 8 СК РФ.

Осуществляя свои полномочия, органы опеки и попечительства обязаны руководствоваться интересами ребенка и принимать такие решения, которые отвечали бы им в наибольшей степени.

Дополнительно информируем, что в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, оказания государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Благодарим за активную гражданскую позицию и внимание к вопросам защиты прав детей.

Заместитель директора департамента

Ю.А.КОСТЫРЯЧЕНКО