32. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения, военные (военно-специальные) игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), самостоятельная работа слушателей и курсантов, консультации, войсковая (флотская) стажировка и практика, выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы. В высшем военно-учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета вуза.
33. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной техники.
Лекции читаются начальниками (заведующими) кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций приказом начальника вуза могут допускаться наиболее опытные преподаватели и ассистенты, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет. Лекции по актуальным проблемам военной теории и практики могут читаться руководящими должностными лицами видов и родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны и руководящим составом вуза (факультета). Для чтения отдельных лекций могут приглашаться видные ученые и профессора из других вузов, ведущие специалисты из войск (сил), научных учреждений, с предприятий оборонных отраслей промышленности.
34. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Подготовка слушателей и курсантов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре (предметно-методической комиссией) и доводится до обучающихся до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится не ранее 5 - 6 дней после завершения последнего занятия по теме семинара. Продолжительность семинара, как правило, не менее 4 часов.
35. Лабораторные работы имеют целью практическое освоение слушателями и курсантами научно-теоретических положений изучаемой дисциплины, овладение ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. По выполнении лабораторной работы слушатели и курсанты представляют отчет и защищают его. Защищенные отчеты хранятся на кафедре до завершения обучения слушателей и курсантов по данной учебной дисциплине.
36. Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; практического овладения иностранными языками; отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта. Главным их содержанием является практическая работа каждого слушателя и курсанта.
37. Групповые упражнения проводятся по оперативно-тактическим, тактическим и тактико-специальным дисциплинам и имеют целью приобретение слушателями и курсантами практического опыта в планировании, организации боевых действий, их обеспечении и управлении войсками (силами). На групповом упражнении, как правило, все слушатели и курсанты действуют в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица.
38. Групповые занятия проводятся в целях изучения вооружения и военной техники (объектов) и составляют основу обучения слушателей и курсантов организации их применения, эксплуатации и ремонта. Групповые занятия проводятся в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы и базы для общевоенной подготовки.
39. Тактические (тактико-специальные) занятия направлены на обучение курсантов практике организации, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими в бою.
40. Тактические (тактико-специальные) учения носят комплексный характер и проводятся, как правило, в полевых условиях и имеют целью приобретение практического опыта или совершенствование умений и навыков слушателей и курсантов в организации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями (ротой, батальоном и им равными) и воинскими частями. Слушатели и курсанты исполняют на учениях обязанности командиров подразделений, воинских частей и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения.
Командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игры носят комплексный характер и проводятся по важнейшим темам оперативных, оперативно-тактических, тактических (тактико-специальных) и военно-специальных дисциплин с целью дать слушателям и курсантам практику в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении.
Руководителями тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр являются, как правило, начальник вуза, его заместители, начальники факультетов и кафедр.
41. Теоретические (научно-практические) конференции проводятся, как правило, на завершающем этапе изучения дисциплины в интересах систематизации и углубления полученных знаний, выработки у слушателей и курсантов навыков сбора, анализа и обобщения информации, подготовки докладов и сообщений, приобретения опыта публичных выступлений и ведения научных дискуссий. План проведения конференции выдается слушателям и курсантам не менее чем за месяц до ее проведения.
42. Обязательным документом преподавателя на каждом учебном занятии является план его проведения. План разрабатывается преподавателем и утверждается начальником (заведующим) кафедры или председателем предметно-методической комиссии. При необходимости проект плана может рассматриваться на заседании кафедры (предметно-методической комиссии).
Тексты лекций, задания на семинары, лабораторные работы и другие учебно-методические материалы, необходимые для проведения учебных занятий, обсуждаются на заседании кафедры или предметно-методической комиссии и утверждаются начальником (заведующим) кафедры.
Для проведения групповых упражнений, тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр разрабатываются учебные оперативные, оперативно-тактические, тактические или тактико-специальные задачи. В вузе на весь период обучения может разрабатываться система учебных задач, охватывающих ведение боевых действий на различной местности (театрах военных действий), в различных условиях обстановки. Для разработки учебных задач, используемых несколькими кафедрами, может создаваться межкафедральная предметно-методическая комиссия с привлечением представителей учебного отдела, факультетов, а также командиров подразделений слушателей и курсантов.
Все виды учебно-методических материалов хранятся на кафедре (у председателя предметно-методической комиссии) в течение всего периода обучения слушателей и курсантов по действующим учебным планам и программам.
43. Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных заданий или практической проверки выполнения слушателями и курсантами упражнений, приемов и нормативов. Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее выполнения устанавливаются кафедрой (предметно-методической комиссией).
44. Самостоятельная работа слушателей и курсантов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Обязательным компонентом самостоятельной работы слушателей и курсантов является внеаудиторный практикум по иностранному языку.
Самостоятельная работа организуется командирами подразделений слушателей и курсантов, обеспечивается и контролируется кафедрами. Время для нее отводится распорядком дня из расчета не менее 3 - 4 часов ежедневно. Учебный отдел вуза (учебная часть факультета) систематически осуществляет контроль за организацией самостоятельной работы слушателей и курсантов, результаты контроля анализируются в вузе (на факультете) не реже одного раза в месяц.
Самостоятельная работа может проводиться под руководством преподавателей в часы, определенные расписанием занятий, и в объеме не более 5 процентов от бюджета учебного времени, отводимого на изучение дисциплины. Она предусматривает, как правило, разработку рефератов, выполнение расчетно-графических, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении слушателей и курсантов методам самостоятельной работы с учебным материалом.
45. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой слушателей и курсантов и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр, экзаменов (зачетов), могут проводиться групповые консультации.
46. Войсковая (флотская) стажировка <*> организуется в целях приобретения слушателями и курсантами опыта в исполнении должностных обязанностей по должностному предназначению. Стажировка проводится на соответствующих воинских должностях в войсках (силах) и организациях Вооруженных Сил. Проведение стажировки со слушателями, обучающимися по программам подготовки офицеров с высшим военным образованием, как правило, не предусматривается.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Руководства войсковая (флотская) стажировка для краткости будет именоваться стажировкой.
Практика (учебная, производственная, ремонтная, корабельная и другие) организуется по отдельным дисциплинам или группам дисциплин в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практика может проводиться в вузе и его структурных подразделениях, в войсках (силах) и организациях Вооруженных Сил, а также в организациях других федеральных органов исполнительной власти.
Виды практики, продолжительность стажировки и практики определяются учебным планом.
Прохождение стажировки и практики организуется:
в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил - по указаниям главнокомандующих видами Вооруженных Сил, в воинских частях и организациях военных округов - по указаниям начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
в воинских частях и организациях центрального подчинения, не входящих в виды Вооруженных Сил, - по указаниям заместителей Министра обороны Российской Федерации, командующих родами войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны (по подчиненности);
в организациях других федеральных органов исполнительной власти - в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 16.06.2005 N 247)
(см. текст в предыдущей редакции)
Высшие военно-учебные заведения ежегодно к 1 июля представляют начальникам, которым они подчинены, заявки на выделение мест для прохождения стажировки и практики на следующий календарный год с указанием сроков их проведения. Определение воинских частей и организаций, подчиненных соответствующим заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим родами войск Вооруженных Сил, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны, для прохождения стажировки и практики производится этими начальниками для подчиненных вузов - по заявкам начальников высших военно-учебных заведений, для других вузов - по заявкам начальников, которым эти вузы подчинены.
Стажировка и практика организуются и проводятся в соответствии с инструкциями, утверждаемыми начальниками, которым подчинены вузы, или по их поручению - начальниками вузов. Кафедрой (кафедрами), на которую возложено руководство стажировкой (практикой), разрабатываются программа ее проведения и индивидуальные задания для каждого слушателя и курсанта. Для руководства и контроля за работой слушателей и курсантов от вуза назначаются руководители стажировки (практики) из числа преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов.
Ответственность за создание необходимых условий для проведения стажировки (практики) и выполнение программ и индивидуальных заданий слушателями и курсантами несут командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил, в которых она проводится. Возложение на слушателей и курсантов обязанностей, не связанных с выполнением программ стажировки (практики), не допускается.
Слушатели и курсанты по окончании стажировки (практики) представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального задания. Защита отчетов проводится в вузе или непосредственно по месту проведения стажировки (практики).
47. Выполнение курсовой работы (проекта, задачи) имеет целью научить слушателей и курсантов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Курсовая работа (проект, задача) выполняется в часы, отведенные на изучение дисциплины. Количество курсовых работ в семестре должно быть не более двух. На курсовую работу (проект, задачу) кафедра разрабатывает задание. Для руководства работой слушателей и курсантов назначаются руководители из числа преподавателей или научных работников.
48. Выполнение выпускной квалификационной работы имеет целью систематизировать и расширить знания, умения и навыки слушателей и курсантов в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью. Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде дипломной работы, дипломного проекта или дипломной задачи.
Дипломная работа представляет собой теоретическое и (или) экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности и может выполняться слушателями и курсантами всех специальностей. Оформляется в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.
Дипломный проект - это решение конкретной инженерной задачи по специальности. Выполняется слушателями и курсантами инженерных, командно-инженерных и отдельных командных специальностей и оформляется в виде чертежей и пояснительной записки. К дипломному проекту могут прилагаться расчетно-графические материалы, программные продукты, рабочие макеты, материалы научных исследований и другие материалы, разработанные слушателем или курсантом.
Дипломная задача предусматривает разработку организационно-методических документов на подготовку и ведение операций (боевых действий), на проведение командно-штабных и тактических (тактико-специальных) учений, штабных тренировок, групповых упражнений. Выполняется слушателями командных, командно-инженерных и отдельных инженерных специальностей военных академий и военных университетов по темам оперативного искусства, тактики, боевого и других видов обеспечения, войсковой мобилизации, а также методики боевой, оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил). Оформляется в виде графической части, представляемой на картах (схемах), и пояснительной записки.
Темы дипломных работ (проектов, задач) разрабатываются кафедрами и выбираются слушателями и курсантами самостоятельно не позднее первого месяца последнего года обучения. Каждому слушателю и курсанту назначается руководитель дипломной работы (проекта, задачи) из числа преподавателей, научных работников и руководящего состава вуза (факультета), при этом за одним руководителем закрепляется не более 5 слушателей или курсантов. Назначение руководителей приказом начальника вуза (факультета) и выдача слушателям и курсантам заданий на разработку дипломных работ (проектов, задач) производятся не позднее чем за три месяца до начала их разработки. В тех случаях, когда дипломная работа (проект, задача) выполняется в воинской части (организации), руководителем может назначаться специалист из соответствующей воинской части (организации).
По сложной и трудоемкой проблеме может разрабатываться комплексная дипломная работа (проект, задача), в выполнении которой участвуют два и более слушателя (курсанта). Для руководства комплексной работой один из руководителей назначается старшим.
На выполнение дипломных работ (проектов, задач) выделяется от 8 до 16 недель. Завершенная работа с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры для решения вопроса о допуске к защите и при необходимости обсуждается (проходит предварительную защиту) на кафедре. Дипломная работа (проект, задача), допущенная к защите, представляется на рецензию, после чего вместе с рецензией и письменным отзывом руководителя представляется в государственную аттестационную комиссию высшего военно-учебного заведения для защиты.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей