Срок действия документа ограничен 1 сентября 2028 года.

II. Правила плавания судов и управления движением судов в акваториях морских портов и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов, а также особенности плавания автономных судов в акваториях морских портов и на подходах к ним

II. Правила плавания судов и управления

движением судов в акваториях морских портов

и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем

управления движением судов, а также особенности плавания

автономных судов в акваториях морских

портов и на подходах к ним

(в ред. Приказа Минтранса России от 04.12.2023 N 396)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При плавании в акватории морского порта и на подходах к нему суда должны следовать по установленным схемам разделения движения судов <3>, естественным или искусственным каналам, руслам рек, иным путям движения судов, оснащенным средствами навигационного оборудования (далее - фарватер), а также другим судоходным путям.

--------------------------------

<3> Пункт 5 статьи 13 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2004, N 35, ст. 3607) и правила 10 Международных правил предупреждения столкновений судов в море от 20 октября 1972 года (далее - МППСС-72). Являются обязательными для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море от 20 октября 1972 года (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. - М., 1979. С. 435 - 461). Вступила в силу для СССР 15 июля 1977 года.

Маломерные, прогулочные и спортивные парусные суда не должны затруднять движение иных типов судов, по возможности следуя вне установленных в акватории морского порта и на подходах к нему фарватеров.

4. Суда при плавании на подходах к морскому порту, где установлены схемы разделения движения судов, должны следовать требованиям правила 10 МППСС-72, если указанные требования не противоречат иным правилам плавания в морских портах и на подходах к ним, установленным обязательными постановлениями в морских портах.

5. При расхождении с другими судами:

судно, входящее в морской порт, уступает дорогу судну, выходящему из морского порта;

судно, входящее на фарватер, уступает дорогу судну, следующему по фарватеру;

судно, следующее по речному фарватеру против течения, уступает дорогу судну, следующему по этому фарватеру по течению;

судно, входящее из бокового фарватера на главный фарватер, уступает дорогу судну, следующему по главному фарватеру;

судно, пересекающее фарватер, уступает дорогу судну, следующему по фарватеру.

6. Если одно из расходящихся судов ограничено в возможности маневрировать, лишено возможности управляться и несет огни (знаки) в соответствии с правилом 27 МППСС-72 или стеснено своей осадкой и несет огни (знаки) в соответствии с правилом 28 МППСС-72, то вместо правил, установленных пунктом 5 настоящих Общих правил, применяется правило 18 МППСС-72.

7. При приближении с противоположных направлений двух судов к узкому месту, повороту или месту перехода со створа на створ, если одновременное прохождение судами таких мест невозможно или опасно, судно, обязанное уступить дорогу другому судну, должно дать возможность судну, имеющему приоритет согласно пункту 5 настоящих Общих правил и/или правилу 18 МППСС-72, завершить маневр, держась на безопасном расстоянии.

8. Ограничения по скорости движения судов в акватории морского порта и на подходах к нему устанавливаются с учетом особенностей акватории морского порта, портовых гидротехнических сооружений, расположения на причалах кранов и иных средств для обеспечения погрузки/выгрузки грузов, оснащенности средствами навигационного оборудования, интенсивности движения, а также типов и размерений судов и указываются в обязательных постановлениях в морских портах <4>.

--------------------------------

<4> Пункт 3 части 4 статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557).

9. Независимо от ограничений по скорости движения судов для снижения риска столкновения судов, судно должно уменьшить свою скорость до минимально возможной, позволяющей безопасно управлять судном, в случаях:

расхождения с буксирными караванами;

прохода вблизи работающих кранов, экскаваторов, дебаркадеров, пристаней, доков, ошвартованных у причала судов;

прохода мест проведения подводных, гидротехнических и других специальных работ или обхода дноуглубительных судов;

прохода мимо плотов и шлюпок с людьми, работающими у причала либо у борта судна;

прохода мимо судов, занятых бункеровочными операциями или перегрузкой с судна на судно.

10. Судам с динамическим принципом поддержания, в том числе судам на воздушной подушке и экранопланам, движение по фарватерам при видимости пять кабельтовых и менее разрешается только в водоизмещающем положении.

11. Постановка судна на якорь на фарватере не допускается, за исключением:

угрозы явной опасности при дальнейшем движении судна;

вынужденной остановки судна вследствие технических повреждений;

закрытия прохода другими судами.

Капитан судна (внешний капитан полностью автономного судна <4(1)>), вынужденного встать на якорь на фарватере, должен, используя средства связи (радиосвязь морской подвижной службы, или морской подвижной спутниковой службы, или телефонную связь, или электронную почту) (далее - СС), немедленно сообщить об этом капитану морского порта. В сообщении должны быть указаны наименование судна, время, место или координаты места и причины постановки судна на якорь, а также сведения о помехах для движения судов в районе постановки на якорь.

(в ред. Приказа Минтранса России от 04.12.2023 N 396)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<4(1)> Пункт 7 статьи 7 и пункт 1 статьи 52 КТМ.

(сноска введена Приказом Минтранса России от 04.12.2023 N 396)

12. В случае если судно в акватории морского порта село на мель либо потеряло якорь, либо обнаружило объекты, представляющие опасность для судна и (или) судоходства в акватории морского порта, капитан судна (внешний капитан полностью автономного судна) должен, используя СС, немедленно сообщить об этом капитану морского порта. В сообщении должны быть указаны координаты местонахождения судна, севшего на мель, места потери якоря либо объекта, представляющего опасность для судна и (или) судоходства.

(в ред. Приказа Минтранса России от 04.12.2023 N 396)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. При движении в акватории морского порта и на подходах к нему суда должны быть готовы к немедленному выполнению маневров либо немедленной отдаче якоря.

14. В акватории морского порта и на подходах к нему плавание судов при видимости менее пяти кабельтовых допускается при обязательном использовании радиолокационных станций <5>.

--------------------------------

<5> Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2013, N 30, ст. 4058).

15. Водолазные работы в акватории морского порта и на подходах к нему производятся с разрешения капитана морского порта. Судно, занятое водолазными работами, должно нести огни и знаки в соответствии с пунктом "e" правила 27 МППСС-72.

16. Любое судно при подходе к месту проведения водолазных работ должно уменьшить скорость до минимально возможной, позволяющей безопасно управлять судном. Запрещается осуществлять постановку на якорь у места проведения водолазных работ.

17. Суда, проходящие мимо аварийного судна или находящиеся в акватории морского порта, обязаны оказать помощь по спасению людей.

18. Управление движением судов в акватории морского порта и на подходах к нему осуществляется с использованием радиолокационной системы управления движением судов (далее - СУДС) или службы контроля судоходства и управления судоходством (далее - СКУС) <6>, действующей в морском порту, где отсутствует СУДС, либо на участке акватории морского порта и на подходах к нему вне зоны действия СУДС.

--------------------------------

<6> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2013, N 30, ст. 4058).

Функции СУДС и СКУС выполняются в отношении всех судов, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, по запросу которых СУДС оказывает помощь в судовождении в пределах возможностей технических средств.

19. Оператор СУДС передает судам информацию при входе судна в зону действия СУДС, при начале движения судна в зоне действия СУДС, при изменении обстановки по маршруту движения судна, по запросу судна, по объявленному расписанию.

СКУС передает судам информацию при входе судна в акваторию морского порта и на подходы к нему, при начале движения судна в акватории морского порта и на подходах к нему по запросу судна.

Передаваемая судам информация должна включать полностью или частично в зависимости от ее назначения:

сведения о судоходной обстановке и ее изменениях;

сведения о факторах, затрудняющих движение судов (при наличии);

сведения о гидрометеорологической обстановке;

сведения о состоянии средств навигационного оборудования;

сведения об изменениях в режиме движения судов;

сведения об установленном в морском порту или на морских терминалах уровне охраны;

иную информацию, необходимую для обеспечения безопасного плавания и стоянки судов в морском порту и на подходах к нему.

20. Организация движения судов в зоне действия СУДС осуществляется с учетом особенностей морского порта на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту и включает:

выдачу разрешений на движение судов и расстановку судов в зоне действия СУДС;

планирование движения судов;

использование обязательных докладов судов о начале, окончании движения и прохождении регламентированных маршрутных точек;

использование маршрутов и приоритетных направлений движения судов;

использование одностороннего движения судов по фарватерам;

установление скорости и интервалов движения судов.

21. На основании суточного графика расстановки и движения судов с учетом возможных изменений во времени подхода судов или начала их движения, а также гидрометеорологической обстановки СУДС или СКУС обеспечивает движение в первоочередном порядке судов, терпящих аварию или бедствие, в том числе судов, находящихся на буксире, судов аварийно-спасательных служб, следующих для оказания помощи терпящим бедствие или аварию судам, судов, имеющих на борту больных или следующих для оказания помощи, военных кораблей и военно-вспомогательных судов (кораблей и судов Военно-Морского Флота) и пограничных органов, судов, прибывающих по приглашению Правительства Российской Федерации, пассажирских судов, судов с опасными грузами, судов, осуществляющих доставку скоропортящихся грузов и живых животных, судов, работающих на регулярных линиях, зарегистрированных в соответствии со статьями 114.1 и 114.2 КТМ <7>.

--------------------------------

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2016, N 27, ст. 4215.

22. Регулирование движения судов осуществляется СУДС посредством передачи судам обязательных для исполнения указаний в отношении:

очередности и времени начала движения;

маршрута, интервала и скорости движения;

порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;

запрета на дальнейшее движение;

мест якорной стоянки или укрытий.

СКУС обеспечивает разрешительный режим движения в акватории морского порта и на подходах к нему, выдавая судам разрешения на вход и/или выход, постановку на якорь или к причалу, а также на любое движение или перемещение судов в зоне ответственности СКУС.

23. Помощь в судовождении оказывается СУДС по запросу судна или по решению СУДС в сложных гидрометеорологических условиях при отсутствии на судне или неисправности технических средств, обеспечивающих безопасное движение судна.

24. При оказании помощи в судовождении СУДС регулярно передает на судно информацию:

о положении судна по отношению к навигационному ориентиру, фарватеру и путевым точкам;

об опасностях для судна в навигационном отношении и на пути его следования;

о положении и движении других судов, а также рекомендации по дальнейшему движению судна.

25. Порядок оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи информации, согласовывается между СУДС и судном, используя СС. Судно уведомляется СУДС о начале и окончании помощи в судовождении, подтверждает получение информации и рекомендаций СУДС, а также сообщает СУДС о предпринимаемых действиях.

26. При ограниченной видимости, указываемой в обязательных постановлениях в морских портах, СУДС осуществляет в акватории морского порта обязательное оказание помощи в судовождении для судов с опасными грузами, пассажирских судов и судов, имеющих неисправности технических средств и другие ограничения, влияющие на безопасность плавания.

27. Сообщения, направляемые СУДС на суда, должны предваряться словом, указывающим на характер сообщения (информация, предупреждение, рекомендация, указание). Рекомендации и указания СУДС должны быть ориентированы на конечный результат (местоположение или скорость и направление движения судна).

28. Выбор способа управления судном при выполнении рекомендаций и указаний СУДС остается за капитаном судна (внешним капитаном полностью автономного судна). В случае если выполнение указаний СУДС невозможно, капитан судна (внешний капитан полностью автономного судна) сообщает об этом оператору СУДС, используя СС, и информирует его о своих дальнейших действиях и намерениях.

(п. 28 в ред. Приказа Минтранса России от 04.12.2023 N 396)

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Судно передает СУДС (при входе в зону ее действия) или СКУС (при приближении судна к границам акватории морского порта или к подходам к морскому порту) следующие сведения:

название и тип судна;

государственная принадлежность (флаг) судна;

порт назначения;

максимальная действующая осадка и надводный габарит судна;

вид груза, наличие опасного груза;

наличие неисправностей судовых технических средств и других ограничений, влияющих на безопасность плавания.

СУДС или СКУС вправе запрашивать у судна дополнительные сведения о судне и иную информацию, предусмотренную пунктом 38 настоящих Общих правил.

30. Судно, находящееся в зоне действия СУДС, обязано докладывать СУДС, используя СС, при прохождении установленных рубежей или точек выхода на связь, информировать СУДС об обнаружении загрязнения морской среды, несоответствий в работе или в местоположении средств навигационного оборудования, других объектов и явлений, представляющих опасность или затруднения для судоходства.

Судно по запросу СУДС должно сообщить о своем местоположении и (или) передать информацию относительно окружающей навигационной и судоходной обстановки.

31. При входе в зону действия СУДС опознанного судна СУДС указывает ему маршрут движения, порядок прохождения фарватеров и их пересечений, якорное место, информирует о месте приема лоцмана и обстановке на маршруте движения, а также передает иные, предусмотренные настоящими Общими правилами и обязательными постановлениями в морском порту сведения.

32. Судно входит в акваторию морского порта, находящуюся в зоне действия СУДС, с разрешения СУДС, выдаваемого на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту.

В зоне действия СУДС любое движение или перемещение (постановка на якорь, снятие с якоря, подход к причалу или отход от причала) начинается судном только с разрешения СУДС.

Вход в акваторию морского порта, где отсутствует СУДС, или начало любого движения или перемещения в акватории такого порта осуществляется только с разрешения СКУС.

33. Судно, вставшее на якорь, начавшее или завершившее швартовку к причалу, начавшее движение после снятия с якоря или отхода от причала, должно информировать об этом СУДС или СКУС.

После получения информации от судна о начале швартовки СУДС прекращает контроль движения судна.

34. В акватории морского порта и на подходах к нему связь между судами и службами морского порта осуществляется с использованием радиотелефонных каналов диапазона очень высоких частот морской подвижной службы (далее - каналы связи ОВЧ) в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 4 ноября 2000 года N 137/190/291 <8>.

--------------------------------

<8> Зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2000 года, регистрационный N 2503.

Для работы СУДС и СКУС выделяются основной (основные) и резервный (резервные) каналы связи ОВЧ, не используемые другими береговыми службами.

35. Суда, находящиеся в зоне действия СУДС, обязаны нести постоянную радиовахту на 16 канале связи ОВЧ и на рабочем канале (каналах) связи ОВЧ, установленных СУДС.

Суда, находящиеся в акватории морского порта, где отсутствует СУДС, должны нести постоянную радиовахту на 16 канале связи ОВЧ и на рабочем канале связи ОВЧ, установленном СКУС.

Судно может завершить радиовахту на рабочем канале связи ОВЧ для СУДС или СКУС только после получения соответствующего разрешения СУДС или СКУС.

36. Не допускается ведение переговоров, не связанных с управлением движением судов и безопасностью мореплавания, на рабочих каналах СУДС и СКУС, каналах капитана морского порта и 16 канале связи ОВЧ.

Сведения о каналах связи ОВЧ и способах связи судов со службами морского порта приводятся в обязательных постановлениях в морском порту <9> и доводятся капитаном морского порта до сведения мореплавателей при изменении таких сведений.

--------------------------------

<9> Пункт 7 части 4 статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2017, N 30, ст. 4457).

37. Судно, выходящее из зоны действия СУДС, должно проинформировать об этом СУДС и запросить разрешение на завершение радиовахты на рабочем канале связи ОВЧ для СУДС.

Судно, переходящее из зоны действия одной СУДС в смежную зону действия другой СУДС, должно установить связь с СУДС, в зону действия которой оно входит, и запросить разрешение на вход в эту зону.

После получения такого разрешения судно должно завершить связь с СУДС, из зоны действия которой оно выходит, и следовать процедурам взаимодействия с СУДС, в зону действия которой оно входит.