ИНФОРМАЦИЯ

Вводится ограничение на распространение контрсанкционной информации

Под контрсанкционной информацией понимаются сведения любого характера о совершенных или планируемых к совершению российскими физическими и (или) юридическими лицами - участниками внешнеторговой деятельности сделках, осуществляемых в области внешней торговли товарами, работами, услугами, информацией и (или) интеллектуальной собственностью в целях обеспечения потребностей внутреннего рынка РФ, распространение которых может повлечь за собой введение мер ограничительного характера в отношении сторон таких сделок иностранными государствами, государственными объединениями, союзами и (или) международными организациями, совершающими недружественные и противоречащие международному праву действия в отношении РФ, российских юридических лиц и граждан РФ.

Приводится перечень сведений, которые не являются контрсанкционной информацией.

Распространение контрсанкционной информации допускается только с письменного согласия ее обладателя - российского физического или юридического лица - участника внешнеторговой деятельности.

Установленные ограничения распространения контрсанкционной информации прекращают свое действие, в частности, со дня:

- распространения контрсанкционной информации участником внешнеторговой деятельности или с его письменного согласия среди неопределенного круга лиц;

- размещения участником внешнеторговой деятельности на его официальном сайте сообщения о прекращении действия ограничения на распространение контрсанкционной информации в отношении определенных сведений без раскрытия их содержания.

Участник внешнеторговой деятельности и лица, которым известно об отнесении информации к контрсанкционной информации, уведомляют лиц, которым они передают контрсанкционную информацию, о характере передаваемой информации и об ограничениях, связанных с ее распространением.

Распространение контрсанкционной информации с нарушением установленных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством за разглашение информации с ограниченным доступом.

(Федеральный закон от 14.07.2022 N 326-ФЗ)

Вводится административная ответственность за нарушения законодательства о деятельности иностранных лиц в Интернете

В частности, предусмотрены меры ответственности за:

- неисполнение оператором поисковой системы обязанности по информированию пользователей при выдаче по их запросам сведений об информационном ресурсе иностранного юридического лица, иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, иностранного гражданина или лица без гражданства, осуществляющих деятельность в Интернете на территории РФ, в отношении которых принято решение о применении соответствующей меры понуждения, о нарушении указанным иностранным лицом законодательства РФ;

- неисполнение оператором поисковой системы обязанности по прекращению на территории РФ выдачи по запросам пользователей сведений об информационном ресурсе указанных выше лиц, в отношении которых принято решение о применении соответствующей меры понуждения;

- неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о деятельности иностранных лиц в Интернете на территории РФ;

- распространение рекламы иностранного юридического лица, иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, иностранного гражданина или лица без гражданства, осуществляющих деятельность в Интернете на территории РФ, и (или) информационного ресурса указанного иностранного лица в качестве объекта рекламирования, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, в случае принятия решения о запрете на распространение такой рекламы;

- распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного юридического лица, иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, иностранного гражданина или лица без гражданства, осуществляющих деятельность в Интернете на территории РФ, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, в случае принятия решения о запрете на распространение рекламы на таком информационном ресурсе;

- непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение информационного ресурса в Интернете, данных, позволяющих идентифицировать владельца информационного ресурса иностранного юридического лица, иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, иностранного гражданина или лица без гражданства, осуществляющих деятельность в Интернете на территории РФ, либо представление заведомо недостоверных сведений.

Кроме того:

- увеличиваются размеры штрафов за правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 13.34, а также частями 1 и 2 статьи 13.42 КоАП РФ;

- предусматривается, что под должностным лицом в частях 1 и 2 статьи 13.42 КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее управленческие и организационно-распорядительные функции в коммерческой или иной организации, оказывающей услуги связи.

(Федеральный закон от 14.07.2022 N 259-ФЗ)

Вводятся новые меры регулирования в информационной сфере

Если СМИ распространяет противоправную информацию, то на основании требования Генерального прокурора РФ или его заместителя производится приостановление деятельности этого СМИ, признание его регистрации недействительной и (или) прекращение действия его лицензии на вещание.

Журналист лишается аккредитации, если признаны недействительными регистрация СМИ, лицензия на вещание СМИ, по заявке которого такой журналист был аккредитован.

Определен порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, на которых неоднократно размещалась информация, распространяемая с нарушением требований законодательства РФ.

Кроме того, предусматривается, что в случае запрета (ограничения) на территории иностранного государства деятельности российского СМИ в качестве ответной меры на основании решения Генерального прокурора РФ или его заместителя на территории РФ может быть запрещена (ограничена) деятельность иностранного СМИ, зарегистрированного на территории такого иностранного государства и распространяющего свою продукцию на территории РФ, в том числе в Интернете, по лицензионному договору или через российское юридическое лицо.

(Федеральный закон от 14.07.2022 N 277-ФЗ)

Урегулирован порядок оборота данных в государственных информационных системах в случаях, если их операторами являются частные организации, действующие в рамках государственно-частного партнерства или концессии

В частности, предусматривается, что в период действия концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве концедент или публичный партнер обеспечивает доступ соответственно концессионера или частного партнера к информации, которая содержится в информационной системе и необходима для исполнения ими своих обязательств по соответствующим соглашениям.

Если в государственных информационных системах государственных органов, в информационных системах организаций в соответствии с федеральными законами собраны биометрические персональные данные, соответствующие видам данных, размещаемых в единой биометрической системе (за исключением случаев, если такие биометрические персональные данные составляют сведения, отнесенные к гостайне, или являются сведениями о лицах, подлежащих госзащите), то указанные органы и организации обязаны разместить такие биометрические персональные данные в единой биометрической системе без получения согласия соответствующего субъекта персональных данных на размещение, а также на их обработку оператором единой биометрической системы.

При этом указанные органы и организации обязаны уведомить субъекта персональных данных в любой позволяющей подтвердить факт получения уведомления форме о размещении его биометрических персональных данных в единой биометрической системе, а также о возможности обратиться к оператору единой биометрической системы с требованием о блокировании или об уничтожении его биометрических персональных данных.

(Федеральный закон от 14.07.2022 N 325-ФЗ)