<Письмо> ФТС России от 22.03.2022 N 01-07/15151 "О направлении разъяснений"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 22 марта 2022 г. N 01-07/15151

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

КонсультантПлюс: примечание.

До 31.12.2025 продлен срок действия мер, утв. Указом Президента РФ от 08.03.2022 N 100.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации (далее - РФ) от 8 марта 2022 г. N 100 <1> до 31 декабря 2022 года включительно в целях обеспечения интересов и безопасности РФ применяются следующие специальные экономические меры:

--------------------------------

<1> "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности".

запрет на вывоз за пределы территории РФ и (или) ввоз на территорию РФ продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством РФ;

ограничения на вывоз за пределы территории РФ и (или) ввоз на территорию РФ продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством РФ.

Для реализации данного указа Правительством РФ введены запреты на вывоз за пределы территории РФ широкого перечня товаров (оборудования, двигателей, сельскохозяйственных машин, станков и других), за исключением отдельных случаев, установленных постановлением Правительства РФ от 9 марта 2022 г. N 311 <2>; отдельных видов товаров, в том числе лесоматериалов <3>, в недружественные иностранные государства и территории <4> (постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. N 313 <5>).

--------------------------------

<2> Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 311 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100" в редакции постановления Правительства РФ от 17.03.2022 N 390.

<3> Приложение N 2 к постановлению Правительства РФ от 09.03.2022 N 313.

<4> Приложение N 1 к постановлению Правительства РФ от 09.03.2022 N 313.

<5> Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 313 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100" в редакции постановления Правительства РФ от 17.03.2022 N 390.

Также установлен разрешительный порядок вывоза (ограничение) за пределы территории РФ в государства - члены ЕАЭС отдельных категорий товаров, который реализуется путем выдачи соответствующих разрешений Минсельхозом России, Минтрансом России, Минпромторгом России, Минцифры России, Минприроды России, Росздравнадзором (постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. N 312 <6>).

--------------------------------

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" в редакции постановления Правительства РФ от 17.03.2022 N 390.

Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений на вывоз из РФ образует событие административного правонарушения (далее - АП) по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Кроме того, в соответствии со статьями 29, 47 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Правительством РФ приняты постановления от 14 марта 2022 года N 361 и N 362 об установлении временного запрета на вывоз соответственно сахара белого и сахара-сырца тростникового из РФ (с 15 марта по 31 августа 2022 года) и зерновых культур (с 15 марта по 30 июня 2022 года).

Несоблюдение данного запрета, установленного в соответствии с международным договором РФ, также содержит признаки АП по статье 16.3 КоАП РФ.

При проведении контроля перед тем как принять решение о возбуждении дел об АП данной категории необходимо: идентифицировать перемещаемые товары, определить наименование, код по ТН ВЭД ЕАЭС, страну происхождения, страну назначения; установить, каким именно актом Правительства РФ введен запрет (или ограничение); отнести товары к соответствующим перечням; установить, распространяются ли на них исключения, предусмотренные актами Правительства РФ; имеются ли внешнеторговый договор, иной договор, например, розничной купли-продажи и т.д., транспортные (перевозочные) документы, путевые листы, позволяющие определить отправителя, получателя и перевозчика товаров, маршрут следования; зафиксировать в документах контроля (например, в акте остановки транспортного средства или в акте таможенного досмотра (таможенного осмотра) его результаты (запрет вывоза), провести их анализ и оценку.

Таким образом, вопрос о возбуждении дела об АП по статье 16.3 КоАП РФ должен рассматриваться в каждом конкретном случае после составления документов (актов) контроля (примечание к статье 28.1 КоАП РФ).

Субъектом ответственности являются:

декларант - при подаче таможенной декларации на вывоз запрещенных (ограниченных к вывозу) товаров (таможенный представитель субъектом по статье 16.3 КоАП РФ не является (статья 405 ТК ЕАЭС);

отправитель - при вывозе товаров в государства - члены ЕАЭС (если он указан в документах, подтверждающих договор международной перевозки) при наличии документов, подтверждающих договор международной перевозки, и отсутствии исключений;

лицо, фактически осуществляющее вывоз товаров из РФ без каких-либо документов (например, в случаях, выявленных мобильными группами).

Обращаем внимание, что каждому конкретному факту нарушения с учетом всех обстоятельств необходимо давать оценку наличия вины в деянии лица (статьи 2.1, 2.2 КоАП РФ). При этом следует учитывать даты вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, даты принятия (утверждения) уполномоченными государственными органами соответствующих порядков выдачи разрешений на вывоз товаров, фактическую возможность лица получить разрешение, обращения лиц за получением разрешений либо разъяснений, дату и время принятия товаров к перевозке и их фактического вывоза из РФ перевозчиком, даты и время регистрации таможенной декларации. Например, отказ таможенного органа в выпуске товаров по таможенной декларации, зарегистрированной до вступления в силу запретов и ограничений, сам по себе не является основанием для возбуждения дела об АП по статье 16.3 КоАП РФ.

Также требуется давать объективную оценку обстоятельствам транспортировки товаров - выяснять, позволяют ли транспортные (перевозочные) документы перевозчику самостоятельно отнести товары к соответствующим перечням, имел ли он возможность узнать о запретах и ограничениях.

Необходимо принять во внимание, что в настоящее время утверждены не все порядки выдачи разрешительных документов уполномоченными государственными органами (пункты 3, 4 постановления Правительства РФ N 312), практика выдачи сертификатов СТ-1 различная. После начала действия данных порядков следует устанавливать, имелась ли у лица (отправителя, декларанта) реальная возможность получить разрешение (разъяснение, консультацию) на вывоз либо отказаться от перевозки.

При отсутствии вины производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава АП (статья 2.1, пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В условиях введения санкций, учитывая важность обеспечения оборота товаров, необходимых для экономической безопасности государства, в целях снятия административных барьеров и очагов напряжения рекомендуем меры обеспечения производства по делам об АП в виде изъятия или ареста предмета АП применять только в исключительных случаях (статьи 27.10, 27.14, пункт 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ). При этом необходимо учитывать статус лица, деловую репутацию, социальную значимость, наличие производства, количество рабочих мест, совершало ли ранее лицо правонарушения и другое.

Поэтому в ходе таможенного и иных видов контроля в случаях возбуждения дел об АП необходимо обеспечить надлежащую фиксацию количественных и качественных характеристик товаров, их идентификационных признаков, стоимости (исходя из товарных чеков, инвойсов, счетов-фактур, перевозочных и коммерческих документов, интернет-ресурсов), осуществлять взятие проб и образцов (при необходимости), устанавливать, имеется ли у лица возможность исполнить обязанность по уплате штрафа.

При привлечении лиц к административной ответственности следует максимально оперативно осуществлять производство по делу об АП и определять судьбу товаров, исключив формальный подход в работе.

При возникновении трудностей, связанных с возбуждением дел об АП, определением субъектов правонарушения, рекомендуем оперативно обращаться за методической помощью (в подразделения административных расследований таможен, оперативных таможен, ФТС России).

Прошу довести настоящее письмо до сведения подчиненных должностных лиц.

Заместитель руководителя

О.Г.ГУБАЙДУЛИН