<Письмо> ФАС России от 23.11.2021 N ГМ/99223/21 "О рассмотрении обращения"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 23 ноября 2021 г. N ГМ/99223/21

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

ФАС России рассмотрела обращение по вопросам применения концессионного, антимонопольного законодательства, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессиях) концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Государственная программа), предусматривающая, в том числе создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванных демографическим фактором, посредством реализации региональных проектов с привлечением субсидий из федерального бюджета.

Приложением 27 к Государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2021 N 247 (далее - Правила), которые предусматривают возможность реализации региональных проектов по созданию объектов образования на основе концессионных соглашений и государственных контрактов с использованием механизма предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации.

Правила, как следует из их содержания, устанавливают общий порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на создание в субъектах Российской Федерации объектов образования.

Подпунктом "а" пункта 9 Правил установлено, что в случае если объекты образования являются объектами концессионного соглашения, такие концессионные соглашения должны соответствовать Требованиям к концессионным соглашениям согласно приложению N 2 к Правилам (далее - Требования).

В соответствии с пунктом 2 Требований к денежным обязательствам концедента относятся обязательства, принимаемые концедентом в целях софинансирования части расходов концессионера на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения (капитального гранта), использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, и (или) обязательства по выплате концессионеру платы концедента.

При этом в силу подпункта "ж" пункта 3.12 Требований структура включаемой в условия концессионного соглашения платы концедента может предусматривать, в том числе:

- возмещение фактических расходов концессионера в связи с созданием (реконструкцией) объекта образования (без учета налога на добавленную стоимость), не покрытых за счет капитального гранта, на уплату процентов и комиссий по кредитам (займам);

- возмещение расходов концессионера на использование (эксплуатацию) объектов образования, включая затраты на поддержание объекта концессионного соглашения в исправном состоянии, проведение текущего ремонта, иные затраты на содержание объекта.

Таким образом, Правилами предусмотрена возможность включения в концессионное соглашение условий о полном возмещении концедентом всех фактических расходов концессионера в связи с созданием (реконструкцией), эксплуатацией объекта образования за счет совокупного применения различных инструментов финансирования, за исключением расходов на уплату налога на добавленную стоимость, понесенных при создании (реконструкции) объекта.

При этом в силу части 1 статьи 37 Закона о концессиях концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации.

Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 N 1242-р (далее - Распоряжение N 1242-р) ООО "ПроШкола", а также организации по перечню согласно приложению к Распоряжению N 1242-р определены в качестве концессионеров, с которыми субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса в рамках Государственной программы и в соответствии с Правилами.

Учитывая вышеизложенное, Распоряжением N 1242-р и Правилами допускается заключение с ООО "ПроШкола", организациями по перечню согласно приложению к Распоряжению N 1242-р концессионных соглашений без проведения конкурса, условиями которых может предусматриваться возмещение концедентом всех фактических расходов концессионера в связи с созданием (реконструкцией), эксплуатацией объекта образования, за исключением расходов на уплату налога на добавленную стоимость, понесенных при создании (реконструкции) объекта.

Вместе с тем Правила не содержат указания на необходимость привлечения исключительно хозяйствующих субъектов, определенных Правительством Российской Федерации, для реализации проектов по созданию объектов образования.

Таким образом, в рамках реализации проектов в соответствии с Правилами возможно заключение концессионных соглашений также с иными хозяйствующими субъектами в порядке, установленном Законом о концессиях, с учетом положений Правил, в том числе определяющих условия таких соглашений.

Помимо этого, по вопросу о привлечении концессионером в рамках реализации концессионного соглашения в отношении объекта образования третьих лиц (образовательных организаций) сообщаем, что, по мнению ФАС России, положения части 1 статьи 8 Закона о концессиях позволяют концессионеру привлекать третьих лиц (в том числе образовательные организации) в рамках эксплуатации объекта соглашения.

Г.Г.МАГАЗИНОВ