Документ не применяется. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

Концепция базируется на нормах Конституции Российской Федерации, разработана с учетом федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, затрагивающих сферы образования, семейной, молодежной, национальной политики, международных документов в сфере защиты прав детей и молодежи, ратифицированных Российской Федерацией, а также учитывает пункт 112 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р, предусматривающего развитие психологической службы в системе образования.

Концепция развивает положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающие реализацию права каждого человека на образование (статья 5); наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования полномочиями по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (пункт 12 части 1 статьи 8); предоставление обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (пункт 2 части 1 статьи 34); оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (часть 1 статьи 42); организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79).

Изменения социально-экономической ситуации в стране, принятие новых законодательных актов в сфере образования диктуют не только необходимость корректировки целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы обучающихся, но и совершенствование психологического обеспечения образовательной деятельности с учетом новых требований к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ.

Современные научные исследования констатируют неравномерность психического развития в детской популяции, рост числа детей с проблемными вариантами развития различной этиологии, снижение уровней психического и психологического здоровья и физического развития, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения. Актуализируются различного рода риски, такие как рост игровой и интернет-зависимостей; десоциализация, виктимность, явления насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения обучающихся; вовлечение в потребление психоактивных веществ; суицидальное поведение; раннее начало половой жизни; межэтническая напряженность и межнациональные конфликты.

Подобные тенденции связаны в том числе с перестройкой семьи как социального института, что порождает новую социальную ситуацию развития обучающихся, а также с расширением границ доступности средств массовой информации и иных ресурсов при низком уровне безопасности информационной среды для обучающихся.

Целью Концепции является формирование единого пространства психологического сопровождения (нормативного, организационного, управленческого, методического) в системе общего образования и среднего профессионального образования для повышения доступности и качества психологической помощи участникам образовательных отношений при реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).

Концепция основывается на следующих принципах:

приоритет равной доступности качественной профессиональной психологической помощи для участников образовательных отношений во всех субъектах Российской Федерации;

преемственность психологического сопровождения несовершеннолетних обучающихся на всех уровнях образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования);

непрерывность и преемственность профессионального развития кадров с учетом актуальных научных исследований повестки современного детства и достижений мировой науки;

понимание роли педагога-психолога (психолога в сфере образования) как обязательного участника педагогической команды для обеспечения психологически благоприятной образовательной среды;

взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных объединений, иных юридических лиц по вопросам совершенствования психологического сопровождения образовательного процесса.

Основными задачами Концепции являются:

разработка и совершенствование нормативной правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений с учетом отечественного и зарубежного опыта для обеспечения единства его применения с учетом специфики субъектов Российской Федерации;

обеспечение качества подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования), а также эффективной системы межуровневого и межведомственного взаимодействия со специалистами иных организаций и органов;

разработка стандартов оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

повышение престижа деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) и повышение уровня доверия родителей (законных представителей) обучающихся к деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

В Концепции под психологической службой понимается организационная структура, осуществляющая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений в системе общего образования и среднего профессионального образования, в состав которой входят:

педагоги-психологи (психологи в сфере образования) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых несовершеннолетних;

главные внештатные педагоги-психологи в субъектах Российской Федерации;

центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

федеральные и региональные ресурсные центры психологического сопровождения в системе образования;

главные внештатные педагоги-психологи в федеральных округах Российской Федерации, главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения Российской Федерации.

Ресурсами развития психологической службы являются научные организации, осуществляющие научные исследования и разработки в ее интересах, образовательные организации высшего образования, а также образовательные организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров психологической службы.

Анализ современного состояния деятельности психологической службы обнаруживает целый комплекс проблем, требующих решения:

значительная неравномерность уровня и качества оказания психолого-педагогической помощи, а также состояние ее инфраструктуры в субъектах Российской Федерации;

отсутствие единого подхода в определении целей, задач, содержания, методов деятельности психологической службы, места и статуса педагога-психолога (психолога в сфере образования);

отсутствие стандартов оказания психолого-педагогической помощи, включая стандарт применения диагностического инструментария;

несформированность единой системы взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования;

отсутствие в системе общего образования и среднего профессионального образования необходимой численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования).

Необходимо отметить и недостаточную разработанность нормативной правовой базы, регулирующей деятельность педагога-психолога (психолога в сфере образования), организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых несовершеннолетних.

Таким образом, в системе общего образования и среднего профессионального образования Российской Федерации не сформирована целостная, соответствующая современным вызовам психологическая служба, оказывающая качественную психолого-педагогическую помощь всем участникам образовательных отношений, включая следующие категории детей: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с отклоняющимся поведением и нормотипичные дети.