<Письмо> Минпросвещения России от 13.04.2021 N ДГ-820/07 "Об организации взаимодействия"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 апреля 2021 г. N ДГ-820/07

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Минпросвещения России информирует о том, что в наш адрес поступают обращения граждан из числа родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и с инвалидностью, которыми сообщается об имеющейся негативной правоприменительной практике обращений руководителей образовательных организаций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, с целью оказания содействия в решении ряда вопросов.

Так, поводом для таких обращений является получение поддержки в части привлечения указанных лиц к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению получения детьми общего образования по причине предъявления родителями (законными представителями) заключения о создании необходимых их детям специальных условий для получения качественного доступного образования.

В связи с этим Минпросвещения России сообщает.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) гарантирует получение качественного доступного образования всеми без исключения гражданами Российской Федерации с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Одной из категорий обучающихся, нуждающихся в особой заботе государства, является, категория обучающихся с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Закона об образовании).

Под специальными условиями понимаются:

1) условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, требующие адаптации содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;

4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, тьютора, услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков;

5) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Закона об образовании).

Таким образом, необходимость создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ определяется ПМПК, а образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, право выбора которой относится к компетенции родителей (законных представителей) ребенка (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (далее - Приказ N 1082), статьи 44 и 79 Закона об образовании).

Заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. В связи с этим они самостоятельно могут решить вопрос предоставления заключения ПМПК в образовательные организации (Приказ N 1082).

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей (пункт 23 Приказа N 1082).

При этом родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Законом об образовании и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 44 Закона об образовании).

В связи с изложенным, в случае непредставления родителями (законными представителями) заключения ПМПК, возникают основания полагать о возможном нарушении права ребенка на получение им качественного доступного, учитывающего его психофизические возможности, образования.

Однако, как показывает практика, чаще всего родители (законные представители) представляют заключение ПМПК и настаивают на создании ребенку специальных образовательных условий.

При этом имеют место факты, когда вместо обеспечения соответствующих специальных условий руководители образовательных организаций обращаются в органы опеки и попечительства для содействия в привлечении родителей (законных представителей) к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению получения детьми общего образования.

Минпросвещения России полагает недопустимым необоснованное привлечение органов опеки и попечительства в целях урегулирования указанных ситуаций подобным образом.

Просим провести разъяснительную работу с представителями органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в части недопущения нарушения права на образование обучающихся с ОВЗ со стороны руководителей образовательных организаций; о проделанной работе просим уведомить в срок до 24 мая 2021 г.

Д.Е.ГРИБОВ