1. Введение

Показатели состояния здоровья современных российских школьников отражают рост распространенности нарушений здоровья, которые в значительной степени обусловлены длительным влиянием неблагоприятных факторов школьной среды в процессе обучения в школе.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования, наряду с обеспечением безопасных условий обучения, общеобразовательные организации должны активно использовать средства информационно-коммуникационных технологий, электронного обучения.

Массовое применение цифровых технологий в образовательном процессе способствует формированию цифровой среды, которая наряду с насыщением образовательной среды цифровым оборудованием, характеризуется созданием единого открытого информационно-образовательного пространства школы и свободного доступа к образовательным ресурсам, в котором происходит формирование у обучающихся новых качеств и умений.

Электронные средства обучения (ЭСО) принципиально меняют характер учебной деятельности обучающихся, способствуют повышению эффективности образования, открывают практически безграничные возможности для доступа к информации, ее визуализации.

Вместе с тем, новая цифровая образовательная среда характеризуется целым комплексом факторов, обладающих потенциально негативным эффектом воздействия на развитие и здоровье обучающихся, среди которых - интенсификация образовательной деятельности в условиях дефицита учебного времени, высокие зрительные и статические нагрузки.

Сегодня не вызывает сомнение тот факт, что причина различных функциональных нарушений связана с воздействием на организм обучающихся ЭСО.

Постоянное расширение и обновление электронных средств обучения определяет необходимость создания безопасных для здоровья обучающихся условий их использования.

Согласно Приказу Минздрава России N 822н от 5.11.13 (ред. от 21.02.2020) "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" отделение медицинской помощи обучающимся осуществляет участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в образовательном процессе.

Деятельность медицинских работников по профилактике школьно-обусловленных заболеваний у обучающихся в современных условиях цифрового обучения возможна при сотрудничестве с администрацией и педагогами образовательной организации (ОО).

Настоящие методические рекомендации содержат материалы, представляющие содержание работы и программу мероприятий по предупреждению негативных воздействий использования электронных средств обучения на здоровье обучающихся для медицинских работников при участии администрации, педагогов ОО.