См. Обзор за 2022 год, утв. Приказом ФСТЭК России от 21.06.2023 N 120.

Приложение

к приказу ФСТЭК России

от 21 июня 2022 г. N 106

ОБЗОР

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РОССИЙСКИМИ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2021 ГОД

Настоящий обзор подготовлен во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденного приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России" и содержит результаты обобщения и анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России в 2021 году по вопросам соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, полномочия на осуществление которой закреплены в Положении о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденном Указом Президента Российской Федерации 16 августа 2004 г. N 1085.

Основной целью контроля являлась проверка выполнения российскими участниками ВЭД обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об экспортном контроле", указами Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими порядок контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении отдельных категорий товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается ФСТЭК России при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утвержден приказом ФСТЭК России от 14 октября 2016 г. N 146.

По состоянию на 1 апреля 2022 г. количество российских участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (далее - товары и технологии, подлежащие экспортному контролю), или осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), составляет более 4000.

При обобщении и анализе правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля учитывались результаты контроля, проведенного в отношении российских участников ВЭД, осуществляющих экспортные и импортные операции с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, а также в отношении российских высших учебных заведений, осуществляющих обучение иностранных граждан по специальностям, связанным с возможной передачей технических данных, относящихся к технологиям, подлежащим экспортному контролю.

В 2021 году проверки соблюдения российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля проводились ФСТЭК России только в отношении юридических лиц - участников ВЭД. Индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства, осуществляющие такую деятельность, в план проверок не включались.

В ходе подготовки предложений в проект плана проведения ФСТЭК России плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам экспортного контроля на 2021 год и его доработки по результатам рассмотрения в органах прокуратуры фактов несоблюдения установленного порядка и сроков проведения проверок не отмечено. Проблемных вопросов при подготовке предложений в проект плана проверок не возникало.

При планировании проверок учитывалась информация, полученная в ходе осуществляемого на регулярной основе взаимодействия с ФТС России и правоохранительными органами. В рамках реализации риск-ориентированного подхода к проведению проверок в проект плана проверок включались в первую очередь субъекты проверки, в отношении которых по результатам предварительного анализа были выявлены риски несоблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Предпочтение отдавалось выездной форме проверки (84% от общего количества проверок), что позволило, наряду с выявлением нарушений, обеспечить оказание субъектам проверки методической помощи в соблюдении обязательных требований.

При этом территориальными органами ФСТЭК России реализовывался принцип "комплексности" проверок - одновременного проведения уполномоченными должностными лицами ФСТЭК в подконтрольных субъектах России всех видов контроля, возложенных на ФСТЭК России.

Исчисление сроков проведения проверок осуществлялось в зависимости от объема осуществляемой субъектом проверки внешнеэкономической деятельности с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, при этом затруднений в исчислении сроков и нарушений в их соблюдении не имеется.

Все проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Нарушений прав юридических лиц при организации и проведении проверок не допущено.

В 2021 году в рамках федерального государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства в области экспортного контроля проведено 38 плановых выездных, 8 плановых документарных и 3 внеплановые выездные проверки. В общей сложности проведенными 49 проверками было охвачено 0,31% подконтрольных субъектов проверок.

Преимущественное использование выездной формы проверок связано с необходимостью в ограниченные сроки качественного и всестороннего рассмотрения надлежащего объема документов и информации, требующихся для объективной оценки фактического состояния выполнения проверяемым лицом обязательных требований, являющихся предметом проверки.

По результатам проведенных проверок у 38 российских участников ВЭД (77,6% из числа проверенных) выявлены нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Общее количество выявленных нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, составило 101, из которых 26 являются нарушениями обязательных требований в области экспортного контроля. По 11 нарушениям требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, подпадающим под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были возбуждены дела об административных правонарушениях, все они были рассмотрены территориальными органами ФСТЭК России. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в 11 случаях на российских участников ВЭД наложены административные штрафы на общую сумму 579,911 тыс. руб. В четырех случаях в отношении выявленных правонарушений дела об административном правонарушении не возбуждались в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Два выявленных нарушения были устранены в ходе проводимых проверок. По остальным выявленным нарушениям выдано 9 предписаний об устранении допущенных нарушений, которые были исполнены субъектами проверок в установленные сроки.

Типичными нарушениями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, являлись:

осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со статьями 6 и 20 настоящего Федерального закона распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений - выявлено 9 нарушений;

несоблюдение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля согласно статье 23 Федерального закона "Об экспортном контроле" - выявлено 8 нарушений.

Кроме того, самым распространенным нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля остается непроведение идентификации контролируемых товаров и технологий (в соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об экспортном контроле" является обязанностью российского участника ВЭД). Всего за год установлено 67 таких нарушений. Также выявлено 5 нарушений требований о создании внутренней программы экспортного контроля, предусмотренные статьей 16 Федерального закона "Об экспортном контроле", и 3 нарушения порядка передачи импортированных товаров (услуг) двойного применения другим субъектам хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1030.

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом "Об экспортном контроле" полученная в ходе проверок информация является информацией ограниченного доступа и используется исключительно в целях экспортного контроля. В этой связи конкретные примеры нарушений обязательных требований российскими участниками ВЭД не могут быть приведены.

Вместе с тем, в качестве типовых примеров нарушения обязательных требований в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со статьями 6 и 20 Федерального закона "Об экспортном контроле" распространяется экспортный контроль, можно указать следующие:

1. В апреле 2021 года Управлением ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу (далее - Управление) по результатам межведомственного взаимодействия выявлены случаи неоднократного осуществления поставок российским участником внешнеэкономической деятельности в одно из государств СНГ контролируемой металлопродукции без разрешительных документов ФСТЭК России. В ходе последующей проверки полученной информации она получила подтверждение. Кроме того, было установлено, что юридическим лицом не ведется журнал учета внешнеэкономических сделок, предусмотренный Правилами учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 583. Управлением были возбуждены дела об административных правонарушениях согласно частям 1 и 2 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Установлено, что одной из причин совершенных правонарушений явилось непроведение участником ВЭД идентификации контролируемых товаров. В этой связи директору общества выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований. По итогам административных расследований к виновному лицу применены меры наказания в виде административных штрафов. Жалобы участника внешнеэкономической деятельности на действия Управления не поступали.

2. В течение 2021 г. управлениями ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому, Дальневосточному федеральным округам выявлены случаи неоднократного нарушения образовательными и научными организациями условий проведения экспертизы научно-технических материалов, предназначенных к открытому опубликованию, на предмет наличия в них информации, подлежащей экспортному контролю. Данным организациям выданы предписания об устранении допущенных нарушений обязательных требований, которые были исполнены в установленные сроки.

Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, а также осуществляющих проверки должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок ФСТЭК России проводилось в ходе семинаров, рабочих встреч (совещаний), при консультировании, информировании об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, направлении приказов на проведение проверок и в ходе проведения проверок. В целях организации работ по профилактике правонарушений в области экспортного контроля разработана и утверждена приказом ФСТЭК России от 17 декабря 2010 г. N 156 Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках федерального государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля на 2021 год. В рамках указанной Программы профилактики сотрудники ФСТЭК России и ее территориальных органов в 2021 году приняли участие в 49 мероприятиях (семинары, инструктивно-методические занятия, круглые столы), организованных для 331 российского участника внешнеэкономической деятельности, в рамках которых до них была доведена информация о произошедших изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, обращено внимание на наиболее часто встречающиеся нарушения в этой сфере, а также даны разъяснения по представляющим интерес вопросам. Общее количество присутствовавших на этих семинарах и занятиях представителей российских участников ВЭД составило около 1200 человек. По отдельным вопросам соблюдения законодательства в области экспортного контроля, в том числе связанным с проведением проверок, только территориальными органами ФСТЭК России осуществлено около 700 консультаций для российских участников ВЭД. При этом активно использовались различные формы дистанционного взаимодействия с учетом сложной эпидемиологической обстановки в стране.

Проведенная работа по контролю за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля показывает, что должностные лица организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в целом информированы по указанным вопросам. Вместе с тем отдельными руководителями таких организаций при осуществлении этой деятельности недостаточное внимание уделяется предварительной проработке вопросов заключения внешнеэкономических сделок, а также созданию внутренних программ экспортного контроля.

Вопросов применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе недостаточной ясности и взаимной несогласованности обязательных требований, не выявлено.

Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.

Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой возможно привлечение виновного лица, в целом затруднений не вызывает.

В целях реализации норм Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" ФСТЭК России завершает работу по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля".

Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе проведенного анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России по вопросам соблюдения российскими участниками ВЭД требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, не имеется.

Начальник Управления экспортного

контроля ФСТЭК России