Утвержден

приказом Федеральной службы

войск национальной гвардии

Российской Федерации

от 24.05.2022 N 165

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, ПРОГРАММАМ

СПЕЦИАЛИТЕТА, ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ, РЕАЛИЗУЕМЫМ

В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА,

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ВОЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. На основании настоящего Порядка в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ВООВО) разрабатываются локальные нормативные акты по отдельным вопросам образовательной деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере высшего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере общего образования, и Росгвардии.

2. Содержание среднего профессионального образования по каждой профессии, специальности определяется образовательными программами среднего профессионального образования.

Программы бакалавриата, реализуются по направлениям подготовки высшего образования - бакалавриата, программы специалитета - по специальностям высшего образования - специалитета, программы магистратуры - по направлениям подготовки высшего образования - магистратуры.

3. Образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (далее - образовательная программа) самостоятельно разрабатываются и утверждаются ВООВО.

4. Требования к структуре, объему, форме обучения, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ определяются соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС).

5. Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).

По решению ВООВО в состав образовательной программы могут быть включены иные материалы, в том числе общие характеристики образовательной программы и рабочие программы практик.

6. Образовательная программа разрабатывается ВООВО в соответствии с ФГОС по специальности (направлению подготовки, профессии), реализуемой в ВООВО, а также квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников (далее - квалификационные требования).

Образовательная программа разрабатывается на каждую специальность (направление подготовки, профессию), в том числе на каждую выбранную специализацию, указанную в ФГОС, по которой готовятся выпускники, а также на каждую направленность (профиль), определяемую ВООВО в рамках специальности (направления подготовки, специализации).

7. В образовательной программе определяются планируемые результаты освоения образовательной программы в виде набора компетенций обучающихся, установленных ФГОС, примерной основной образовательной программой (при наличии), и компетенций, установленных квалификационными требованиями.

8. Квалификационные требования должны учитывать военно-профессиональное предназначение выпускников по установленной военно-учетной специальности.

Квалификационные требования разрабатываются структурными подразделениями центрального аппарата Росгвардии, в чьих интересах осуществляется подготовка кадров (далее - заказчик подготовки кадров), и согласовываются со структурным подразделением центрального аппарата Росгвардии, осуществляющим организационо-методическое руководство и контроль деятельности ВООВО.

Квалификационные требования утверждаются заместителем директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющим организационно-методическое руководство деятельностью заказчика подготовки кадров.

9. При разработке образовательной программы, по согласованию с заказчиком подготовки кадров, ВООВО вправе дополнить набор профессиональных компетенций с учетом направленности на конкретные области знания и (или) виды деятельности или специализации.

10. Планируемые результаты обучения по дисциплинам и практикам (знания, умения, навыки и (или) опыт профессиональной (военно-профессиональной) деятельности) должны быть соотнесены с установленными в образовательной программе компетенциями (индикаторами достижения компетенций).

Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам и практикам должна обеспечивать формирование у обучающегося всех компетенций, установленных образовательной программой.

11. Образовательная программа разрабатывается в виде комплекта отдельных документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, которые обновляются с учетом развития науки и техники, передового опыта войск национальной гвардии Российской Федерации, результатов анализа отзывов на выпускников ВООВО.

12. В общей характеристике образовательной программы указываются:

направленность (профиль) образовательной программы в соответствии с выбранной специализацией, указанной в ФГОС (при наличии);

область (области) профессиональной деятельности и (или) сфера (сферы) профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с ФГОС (при установлении областей и сфер профессиональной деятельности);

область (области) военно-профессиональной деятельности и (или) сфера (сферы) военно-профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять военно-профессиональную деятельность в соответствии со служебно-боевым предназначением (при установлении квалификационными требованиями);

вид (виды) профессиональной деятельности (тип (типы) задач профессиональной деятельности), к которому (которым) готовятся выпускники в соответствии с ФГОС;

вид (виды) военно-профессиональной деятельности (тип (типы) задач военно-профессиональной деятельности), к которому (которым) готовятся выпускники в соответствии с квалификационными требованиями;

квалификация, присваиваемая выпускникам, в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

объем образовательной программы, в том числе объем, реализуемый за один учебный год, форма обучения, срок обучения;

особенности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (при установлении права по их применению);

планируемые результаты освоения образовательной программы и индикаторы их достижения;

условия реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС.

ВООВО может включить в состав общей характеристики образовательной программы дополнительные сведения.

Общая характеристика образовательной программы подписывается заместителем начальника ВООВО по учебной работе, обсуждается на ученом совете ВООВО и утверждается начальником ВООВО.

13. В учебном плане указываются перечень дисциплин, практик и формы промежуточной аттестации по ним, состав государственной итоговой аттестации обучающихся, а также другие виды учебной деятельности с указанием их объема (трудоемкости) в зачетных единицах (часах) и сроков освоения (по периодам обучения) с выделением контактной работы обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических часах.

Распределение учебного времени по семестрам осуществляется в зависимости от количества рабочих дней в году, установленных в производственных календарях на соответствующий год.

Учебный план разрабатывается группой разработчиков под руководством заместителя начальника ВООВО по учебной работе.

При разработке учебного плана структура, объем образовательной программы, в том числе перечень обязательных к освоению дисциплин (модулей), практик, должны соответствовать требованиям ФГОС и квалификационным требованиям.

Трудоемкость составных частей (блоков) образовательной программы, в том числе дисциплин (модулей), практик, должна составлять целое число зачетных единиц.

14. В целях актуализации образовательной программы, с учетом положений, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, ВООВО, по согласованию с заказчиком подготовки кадров, вправе внести в учебный план следующие изменения (дополнения):

введение (исключение) дисциплин при условии выполнения требований ФГОС;

перераспределение времени между дисциплинами обязательной (базовой) части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части) образовательной программы, в пределах, установленных ФГОС.

Указанные изменения и дополнения в учебный план вносятся не позднее двух месяцев до начала учебного года.

Учебный план подписывается заместителем начальника ВООВО по учебной работе, обсуждается на ученом совете ВООВО и утверждается начальником ВООВО.

15. В календарном учебном графике отражаются продолжительность и последовательность периодов теоретического и практического обучения, экзаменационных сессий, каникулярных отпусков, разработки выпускной квалификационной работы и государственной итоговой аттестации, а также сводные данные по расчету времени на их реализацию, в том числе по каждому курсу обучения.

Календарный учебный график действует и корректируется в течение срока действия соответствующего учебного плана.

16. Рабочие программы дисциплин разрабатываются на каждую дисциплину, указанную в учебном плане, и включают в себя следующие разделы:

место, роль и цели изучения дисциплины в структуре образовательной программы;

планируемые результаты обучения по дисциплине (ВООВО определяет самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП) (при наличии) и квалификационных требований). Разделы (темы) рабочих программ дисциплин, а также их содержание (учебные вопросы в тематическом плане) должны соответствовать перечню планируемых результатов обучения по дисциплинам;

содержание дисциплины, которое включает содержание разделов (тем) дисциплины и распределение учебного времени, выделенного на контактную работу обучающихся с преподавателем (по семестрам, разделам и видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;

учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, включающее перечень учебной литературы, программное обеспечение и информационно-справочные системы, а также ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимые для проведения занятий;

методические рекомендации (материалы) для преподавателей по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине, включая формы, средства, способы и методы обучения, применение которых наиболее целесообразно и эффективно при обучении;

методические указания (рекомендации) для обучающихся по освоению дисциплины, включая задания на самостоятельную работу обучающихся;

учебно-материальная база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине;

оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.

ВООВО может включить в состав рабочей программы дисциплины также иные сведения и (или) материалы.

Рабочие программы дисциплин рассматриваются на заседаниях кафедры (кафедр), подписываются начальником кафедры (начальником факультета), согласовываются заместителем начальника ВООВО по учебной работе и утверждаются начальником ВООВО.

17. Программы практик разрабатываются ВООВО самостоятельно на основе ФГОС, ПООП (при наличии) и квалификационных требований.

Программа практики разрабатывается на каждую практику, предусмотренную учебным планом, и определяет общие организационные, учебные, методические, материально-технические условия и характеристики ее проведения.

Программа практики включает в себя:

указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;

перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

указание места практики в структуре образовательной программы;

указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических часах;

содержание практики;

указание форм отчетности по практике;

фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики;

перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Программы практик рассматриваются на заседаниях кафедры (кафедр), подписываются начальником кафедры (начальником факультета), согласовываются заместителем начальника ВООВО по учебной работе и утверждаются начальником ВООВО.

18. На кафедре, организующей проведение практики, до ее начала каждому обучающемуся разрабатывается и выдается индивидуальное задание на практику.

19. Для конкретизации содержания рабочей программы дисциплины разрабатывается тематический план изучения дисциплины на весь период ее изучения.

Порядок разработки, утверждения и содержание тематического плана определяются ВООВО.

20. Оценочные материалы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплинам и практикам определяют формы проведения, критерии оценки, перечень тем, вопросов и практических заданий, необходимых для их проведения. Оценочные материалы указываются в рабочих программах дисциплин, программах практик, зачетов и экзаменов, а также в методических разработках (по текущему контролю).

21. Оценочные материалы для проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) определяются в программе ГИА.

22. Вопросы (задания), выносимые на промежуточную аттестацию ГИА, должны быть соотнесены с планируемыми результатами обучения (знания, умения, навыки) по дисциплинам и практикам, а также планируемым результатом освоения образовательной программы (компетенциями).

23. Программа ГИА разрабатывается ВООВО на основе ФГОС и квалификационных требований, подписывается заместителем начальника ВООВО по учебной работе, обсуждается на заседании ученого совета ВООВО и утверждается начальником ВООВО.

24. Для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий разрабатывается комплект учебно-методических материалов (далее - УММ).

25. К УММ ВООВО относятся планы проведения тактических (тактико-специальных) учений (занятий), комплексных тактических (тактико-специальных) задач, задания для проведения учебных занятий по комплексным задачам, тексты лекций и планы их чтения, методические разработки для проведения учебных занятий (учебных задач), планы проведения всех видов учебных занятий по теме (учебной задаче) дисциплины, а также дидактические материалы (при необходимости).

Порядок разработки и утверждения УММ определяется ВООВО самостоятельно.

26. Исходные данные УММ должны соответствовать рабочей программе дисциплины и тематическому плану ее изучения. Содержательная и методическая части УММ должны обеспечивать эффективное проведение учебных занятий всех видов и достижение их целей.

Содержание рекомендаций в УММ должно быть сформулировано кратко и понятно, исключать неоднозначное их толкование и предлагать преподавателям для выбора достаточное количество методов и средств обучения.

27. Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы разрабатываются подразделением ВООВО, ответственным за организацию и проведение военно-политической работы, совместно с учебным (учебно-методическим) подразделением, согласовываются заместителями начальника ВООВО по учебной и военно-политической работе, утверждаются начальником ВООВО.

28. Рабочая программа воспитания включает в себя: характеристики воспитательного пространства; цели и задачи воспитательной деятельности; основные направления деятельности обучающихся; используемые формы, виды, методы и технологии; организацию учета и поощрения социальной активности; материально-технические средства для реализации программы; используемую социокультурную среду города; социальных партнеров; приложения.

ВООВО может включить в рабочую программу воспитания дополнительные разделы.

29. Календарный план воспитательной работы включает в себя: мероприятия (проекты) с указанием сроков, наименований и форм проведения, категории участников и ответственных исполнителей; месячный (годовой) круг событий и творческих дел, участие в конкурсах.

30. Разработка образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

31. При реализации образовательных программ ВООВО обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) дисциплин (модулей) в порядке, установленном ВООВО.

32. Общий объем учебной деятельности обучающихся, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 академических часов в неделю. Нагрузка обучающихся всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 академических часов в неделю. На учениях, в период полевых выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная деятельность с преподавателем планируется из расчета не более 46 астрономических часов в неделю, в период всех видов практики - не более 40 астрономических часов в неделю.

33. Образовательный процесс по образовательным программам организуется по периодам обучения - учебным годам (курсам), а также по периодам обучения, выделяемым в рамках курсов (семестрам).

Выделение периодов обучения в рамках курсов ВООВО определяет самостоятельно.

34. В процессе освоения образовательных программ обучающимся представляются каникулярные отпуска, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

35. При реализации образовательных программ ВООВО обеспечивает:

реализацию дисциплин (модулей) посредством проведения учебных занятий (включая проведение текущего контроля успеваемости) и промежуточной аттестации обучающихся;

проведение практик (включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

проведение государственной итоговой аттестации.

36. Образовательная деятельность по образовательной программе проводится:

в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (далее - контактная работа);

в форме самостоятельной работы обучающихся;

в иных формах, определяемых организацией.

37. Учебные занятия по дисциплинам (модулям), практика, промежуточная аттестация обучающихся и государственная итоговая аттестация обучающихся проводятся в форме контактной работы и в иных формах, определяемых ВООВО.

38. Контактная работа включает:

лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, военные (военно-специальные) игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия);

иную контактную работу (при необходимости), предусматривающую групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками ВООВО и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемую ВООВО самостоятельно.

39. Организация в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком до начала периода обучения по образовательной программе обязана сформировать расписание учебных занятий на соответствующий период обучения.

40. Продолжительность учебного занятия в форме контактной работы не может превышать 90 минут.

41. Освоение образовательных программ сопровождается текущим контролем успеваемости, промежуточной аттестацией обучающихся и завершается государственной итоговой аттестацией.

42. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются в установленном порядке документы об образовании и о квалификации.

Лицам, не прошедшим государственную итоговую аттестацию или получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из ВООВО, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому ВООВО.